Еще во время прошлогоднего вторжения американцев в Ирак главный муфтий Сирии шейх Ахмед Кафтаро не без согласия властей заявлял: «Мы призываем мусульман всего мира активизировать атаки против американских интервентов». Теперь официальный Дамаск демонстрирует максимальную сдержанность в отношении США. Соединенные Штаты, как известно, решили покарать Сирию за разработку оружия массового уничтожения, поддержку боевиков в Ираке и помощь антиизраильским организациям. Однако Сирия спокойно отреагировала на введенные американцами экономические санкции. Премьер-министр Аль-Иттри полагает, что Сирия не пострадает от санкций. Схожие заявления делают его подчиненные.
Президент Башар Асад вновь заявил, что не собирается высылать из страны членов палестинских вооруженных группировок, что Сирия не разрабатывает ОМУ и что не существует свидетельств того, что боевики проникают в Ирак через сирийскую границу (хотя число добровольцев из двух регионов Сирии Ар-рака и Дейр-Зор, близких по племенным отношениям к Ираку, превысило, по данным западных экспертов, количество добровольцев из всех остальных арабских стран).
Среди претензий, предъявляемых американцами к сирийскому руководству, есть особо чувствительная, но не афишируемая. Это досье по регулированию иракских фондов. Речь идет о деньгах, которые были получены близкими к сирийскому руководству лицами от торговли с Ираком в обход эмбарго.
Время, выбранное американцами для введения санкций, показывает, что планы США по «реорганизации Ближнего Востока» не совсем отложены. Между тем Сирия не способна противостоять серьезному давлению, особенно при нынешнем соотношении сил внутри самой власти.
Сирией фактически управляет алавитское меньшинство, хотя по Конституции пост президента может принадлежать только сунниту. (В отличие от отца Башар Асад не стал объявлять себя суннитом.) Алавиты почти полностью контролируют правительство, верхушку армии, занимают ключевые посты в экономическом секторе. Хотя официально страной управляет партия «Баас», перевес сил внутри ее в пользу алавитов. Сунниты с каждым днем теряют свой политический вес.
В то время как Асад лавирует между американцами и поддерживающими его силами внутри страны, антиамериканские круги постепенно возвращают свои политические и экономические позиции, во многом утраченные в результате иракской войны. Речь идет о близких к алавитской элите бизнесменах – поставщиках Ирака, высокопоставленных чиновниках госсектора и влиятельных суннитах в частном бизнесе.
По мнению ряда наблюдателей, американцы сегодня могут получить от Сирии все, что хотят, в том числе и в вопросах отношений с Израилем. Но при условии, что они не станут трогать алавитскую элиту. Санкции же – это нажим с тем, чтобы легче достичь компромисса, подобного тому, что был достигнут с ливийским лидером Муамаром Каддафи.
С началом второй войны в Персидском заливе Сирия окончательно утратила статус региональной влиятельной державы. Башар Асад не может, как до войны в Ираке, быть политически против Саддама, а экономически его «бухгалтером», а также ярым сторонником максимальных прав палестинцев и одновременно против элементарных прав курдов и т.п. Политика Дамаска до вторжения американцев в Ирак приносила Сирии более одного миллиарда долларов в год от нефти и столько же от предоставления банковских услуг и продажи оружия. Теперь, как решили американцы, пришла пора играть по новым правилам.
Дамаск–Москва