Как стало известно «НГ», оставленную Сергеем Лавровым должность постоянного представителя РФ при ООН займет один из заместителей министра иностранных дел Андрей Денисов. В ближайшее время об этом объявят официально. В МИДе Денисова считают способным администратором. Первоначально его планировали направить послом в Китай. Однако эти планы поломало назначение Лаврова министром. Сам Лавров, как утверждают дипломатические источники, лично настоял на отправке Денисова в Нью-Йорк.
52-летний Денисов – кадровый дипломат лишь с 1992 года. Однако вся его карьера проходила в рамках внешнеполитической и внешнеэкономической сферы. Окончил МГИМО, владеет английским и китайским языками. Работал в торгпредстве СССР в КНР, а затем в аппарате ЦК КПСС. Защитил кандидатскую диссертацию по экономике. Побывал советником Михаила Горбачева в его президентском аппарате. После прихода в МИД Денисов занимал различные руководящие посты в его центральном аппарате и за рубежом. В 1997–2000 гг. – директор Департамента экономического сотрудничества. В 2000–2001 гг. – посол в Египте. С 2001 года – замминистра иностранных дел.
Новое важное назначение ознаменовало переход от кадровой политики Игоря Иванова к политике Сергея Лаврова. Одно из первых обязательств Лаврова – сократить число собственных заместителей. За границу уже получили назначение в качестве послов Александр Лосюков, Алексей Федотов и Алексей Мешков. Теперь настала очередь Денисова. Он уже вылетел в краткосрочную командировку в Нью-Йорк, чтобы ознакомиться с условиями будущей работы.
Еще одному из замов – Элеоноре Митрофановой – поручено возглавить реорганизацию подразделения, занимающегося развитием научного и культурного сотрудничества с заграницей – Росзарубежцентра. Недавно «по собственному желанию» пост руководителя центра оставила Валентина Терешкова.
Росзарубежцентр предстоит преобразовать в агентство при МИДе. Как ожидается, сначала состоится официальная «ликвидация» центра. За это отвечает нынешний первый замглавы центра Светлана Швецова. У нового агентства будет меньший штат и иная структура. Пока неизвестно, кто его возглавит.
Нет полной ясности и в том, что касается судьбы многочисленных обществ дружбы. В прошлом их деятельность рассматривалась как некая народная дипломатия, а сами общества находились под опекой Росзарубежцентра. Деятельность обществ постепенно утратила значение в глазах официальных инстанций. Народная дипломатия оказалась в подвешенном состоянии.