Эта программа, начатая в декабре 1996 года, была для саддамовского Ирака своего рода окном в стене экономических санкций. Иракцам периодически разрешалось экспортировать то или иное количеств нефти, чтобы на вырученные средства закупить продовольствие, медикаменты и произвести репарационные взносы.
Всего за время действия программы через нее были проведены закупки на 31 млрд. долл. После ее прекращения в конце прошлого года новым властям в Ираке был передан остаток – 7,6 млрд. долл.
После свержения Саддама Хусейна в его адрес были выдвинуты обвинения в злоупотреблениях с этой гуманитарной программой. Они были также распространены на широкий круг фирм и лиц, имевших отношение либо к закупкам нефти в Ираке, либо к поставкам товаров в эту страну. Утверждалось, что продовольствие и лекарства поставлялись в Ирак по завышенным ценам или просроченные и некачественные. В обмен на контракты выплачивались крупные взятки в форме переводов на счета Саддама. Платили и за право на закупки нефти, в том числе чиновникам ООН. Иракская газета «Аль-Мада» в январе с.г. поместила список замешанных в этом деле 270 физических лиц и фирм из 46 стран, в том числе из России. Позднее главное счетное управление Конгресса США дало свои выкладки: на личные счета Саддама было переведено 4,4 млрд. долл., еще 5,7 млрд. долл. он получил от контрабанды нефти.
Как утверждает «Нью-Йорк пост», иракская газета насчитала 46 российских компаний и лиц, получивших право на покупку иракской нефти. При этом якобы к скандалу причастны глава управления ООН Бенон Севан, Компартия РФ и фирмы, близкие к Кремлю, а также Организация освобождения Палестины и близкий к президенту Жаку Шираку французский бизнесмен. Говорилось и о причастности сына генсека ООН Кофи Аннана Коджо, возглавляющего одну из швейцарских фирм.
Сенсационность этих обвинений не могла не вызвать осторожного отношения к ним в Совете Безопасности, однако Аннан предложил «добраться до дна» в выяснении истины, и соответствующую резолюцию приняли единогласно.
В помощь Волкеру выделены южноафриканец Ричард Голдстоун, бывший главный обвинитель в Международных трибуналах по бывшей Югославии и Руанде, и швейцарец Марк Пит – специалист по борьбе с отмыванием денег из Организации экономического сотрудничества и развития. Они наймут целый штат сотрудников.
При решении вопроса финансирования расследования были попытки провести его за счет программы «Нефть в обмен на продовольствие», но это сочли неэтичным.
Волкеру и его команде поручено представить результаты своей работы через 3 месяца, но они не надеются уложиться в срок.