В китайской столице уже третий день находится с визитом лидер КНДР Ким Чен Ир, однако мировые СМИ все еще сообщают о нем на базе слухов и наблюдений на улицах города. Видимо, как и в прошлый раз, в 2001 году, о визите гостя из соседней страны сообщат лишь после его отъезда. Это жест вежливости в адрес отличающегося особой скрытностью Кима. Кортеж делегации уже побывал у офисов председателя КНР Ху Цзиньтао, премьера Госсовета Вэнь Цзябао и других китайских лидеров.
Центральная тема бесед в Пекине – северокорейская ядерная программа. Этот вопрос уже обсуждался на переговорах в КНР с участием представителей 6 стран (помимо КНДР в «шестерку» вошли Россия, КНР, Республика Корея, США и Япония). Второй раунд переговоров, завершившийся в феврале, был безрезультатен, несмотря на то что практически все их участники высказались против ядерного оружия на Корейском полуострове.
Итог дискуссии определил диаметрально противоположный подход Пхеньяна и Вашингтона. В то время как представители КНДР настаивали на получении со стороны США гарантий безопасности и крупной помощи параллельно с прекращением ядерной программы, американцы объясняли, что любой разговор о помощи Пхеньяну возможен лишь после прекращения этой самой программы.
Ядерной проблеме были посвящены переговоры, которые провел ранее в этом месяце в странах региона вице-президент США Дик Чейни. В Пекине он представил новые свидетельства наличия такой программы у Пхеньяна. В их числе свидетельства пакистанцев о том, что у Пхеньяна 5 лет назад были три ядерных устройства. И собственные выкладки американской разведки о том, что КНДР располагает оружейными расщепляющимися материалами для создания 2–5 боеприпасов. Вице-президент попросил китайцев поднажать на Пхеньян.
Чейни «сошел с ума» – буквально такой фразой откликнулся на это требование официальный представитель КНДР. Тем не менее выкладки вице-президента ныне конкретно обсуждаются в Пекине. Как сообщают из Пекина, Ким Чен Ир хочет заручиться как минимум экономической и энергетической помощью со стороны КНР. И настаивает на встречных шагах со стороны США как важнейшем условии северокорейского «ядерного разоружения». «Ким Чен Ир заявил в Пекине, что он готов закрыть программы создания ядерного оружия, если Соединенные Штаты откажутся от своей враждебной позиции», – сообщают южнокорейские СМИ.
Повторение известной позиции? О наличии подвижек в позициях сторон или их отсутствии станет известно лишь по ходу третьего раунда шестисторонних переговоров, который начнется в Пекине до конца июня. Если сдвиги реальны, переговоры перерастут в кропотливую дипломатическую работу с участием всего круга заинтересованных стран. В свою очередь, по оценке зав. сектором Кореи ИВ РАН Александра Воронцова, это даст надежду на институциализацию «шестисторонки». То есть это был бы шаг к созданию региональной структуры – впервые в истории Северо-Восточной Азии. «Закрепление этой формы обсуждения и решения региональных проблем могло бы выйти за рамки собственно ядерной тематики, так как функции подобной структуры сопрягают стратегические интересы всех участников», – сказал Воронцов.
Однако реальность такой перспективы во многом зависит от содержания все еще остающихся в секрете договоренностей в Пекине. Лидер КНДР, отличающийся своим пристрастием к тайнам, не спешит раскрывать свои карты. Не готовы раскрыть содержание переговоров и руководители КНР.