Столкнувшись c ожесточенным сопротивлением оккупации, Вашингтон пытается удержать Ирак под своим политическим контролем под новой вывеской. Вчера Белый дом объявил, что с момента передачи 30 июня власти иракской администрации Соединенные Штаты будет представлять в Ираке Джон Негропонте. По существу, он заменит Пола Бремера в роли американского проконсула. В настоящее время Негропонте является послом в ООН.
Кадровики Буша поработали хорошо. Более подходящую фигуру для неблагодарной работы американского посла в воюющей стране действительно трудно представить.
Негропонте 65 лет. Выпускник элитарного университета в Йеле, он 40 лет провел на дипломатической службе. Причем значительную часть этого срока – в горячих точках, там, где американцы либо воевали сами, либо вели боевые действия «по доверенности», то есть чужими руками. Карьерный старт Негропонте пришелся на самую трагическую пору в послевоенной истории США – на период войны во Вьетнаме. Он был назначен в 1964 году политическим советником в посольстве в Сайгоне. Именно в то время его имя стало известно американскому истеблишменту. Как утверждает газета «Гардиан», в Совете национальной безопасности США у него было прозвище Мистер Вьетнам, что ассоциировалось с жестокостью и кровью.
В госдепе, очевидно, высоко оценили вклад молодого дипломата в деятельность посольства в боевых условиях. Он получает ранг посла и возглавляет миссию США в Гондурасе. Страна маленькая, но в первой половине 80-х годов она играет важную роль в борьбе против просоветского режима сандинистов в соседнем Никарагуа. Территория Гондураса использовалась для снабжения оружием боевиков из формирований «контрас», сражавшихся с сандинистами. Президент Рональд Рейган поставил целью сокрушить сандинистов, и Негропонте активно проводил в жизнь эту стратегию.
Однако должностное усердие посла едва не обернулось провалом карьеры, когда члены сенатского комитета по международным делам стали с пристрастием допрашивать его, почему он не пытался воспрепятствовать нарушениям прав человека, а конкретно – расправам «эскадронов смерти» в Гондурасе над оппозицией. Негропонте ответствовал, что, мол, не ведал об этих преступлениях.
После Гондураса любимец правого крыла Республиканской партии работает послом в Мексике, причем, по странному стечению обстоятельств, также в неспокойный период восстания индейцев в этой стране.
И вот теперь Ирак. Когда Негропонте прибудет на новое место назначения, ему понадобится весь политический и административный опыт. Ведь под его началом будут работать ни много ни мало три тысячи сотрудников. Ни в одной другой стране США не имеют такого огромного по штату посольства. Ясно, что по существу это будет не дипломатическая миссия, а штаб-квартира, откуда будут координироваться действия оккупационных сил – как военных, так и гражданских. По сведениям информационных агентств, расположится посольство поначалу в одном из дворцов Саддама Хусейна в Багдаде.
Между тем положение войск коалиции остается тяжелым. Дело дошло до того, что из-за нападений партизан на конвои тыловой службы американское командование было вынуждено резко уменьшить размеры пайков для солдат. Вряд ли способствует подъему их настроения и сообщение об отзыве своего контингента из Ирака еще одним участником коалиции – Гондурасом. Он отзывает домой 370 солдат, служивших в одном районе с испанцами. Заколебались Сальвадор и Таиланд. Сальвадор объявил, что его воины останутся в Ираке только до июля. А премьер-министр Таиланда предупредил союзников: если кто-нибудь из таиландских медиков или технических работников погибнет, весь отряд вернется на родину.