ЦРУ утверждало, что у Пхеньяна есть 1–2 ядерных устройства, а российские эксперты, судя по словам официальных представителей МИД РФ, сомневались в этом. Теперь у американцев есть свидетельства, что их разведка в очередной раз ошиблась, правда, скорее всего в сторону преуменьшения возможностей КНДР в плане создания оружия массового уничтожения.
Вице-президент США Дик Чейни, прибывший вчера в КНР, в числе важнейших тем намерен обсудить с китайскими руководителями вопрос о северокорейской ядерной программе. При этом он, по данным «Нью-Йорк таймс», сообщит своим собеседникам, что еще пять лет назад Пхеньян располагал как минимум тремя плутониевыми взрывными устройствами.
Эти сведения стали известны в результате проведенного в Исламабаде допроса «отца пакистанской ядерной бомбы» Абдула Кадыр Хана. Как известно, в последние месяцы пакистанские власти вели расследование роли Кадыр Хана и его сотрудников в передаче ядерных технологий и оборудования «пороговым» странам, включая Ливию, Иран и КНДР.
Кадыр Хан признал, что в ходе визита в КНДР пять лет назад он смог посетить подземный ядерный завод. Там пакистанскому визитеру показали три уже готовых плутониевых «устройства», то есть боезаряда. Осмотр был кратким и не позволял по-настоящему изучить изделия. Кроме того, как отмечают американцы, Кадыр Хан хотя и возглавлял пакистанскую ядерную программу, но как эксперт больше знает ее металлургический аспект. Поэтому его мнение не рассматривается как окончательное.
Кадыр Хан признал также, что в 90-х годах пакистанцы передали Пхеньяну технологии обогащения урана – образцы и чертежи газовых центрифуг, список материалов и оборудования, необходимых для создания предприятия по обогащению урана в составе тысяч центрифуг. Позднее действие соглашения было прекращено северокорейской стороной.
Если верить показаниям Кадыр Хана, то получается, что у Пхеньяна в конце 90-х было больше ядерных материалов для создания оружия, чем это считало ЦРУ (плутоний для 1–2 бомб). Не исключено, что северокорейцы имели еще один источник их получения. В дальнейшем же, получается, Пхеньян в дополнение к «плутониевому варианту» получил доступ к урановому.
Американцам неизвестно местоположение подземного завода, который был показан пакистанцам.
По утверждению автора статьи в «Нью-Йорк таймс», не столько неуверенность в способности пакистанского ученого разглядеть атомную бомбу, сколько желание избежать шумной реакции в США заставляло администрацию США не предавать огласке сведения, полученные от Кадыр Хана.
Ведь шумиха по этому поводу может поставить в невыгодное положение Вашингтон. Дело в том, что его представители крайне неуступчиво держались на недавних шестисторонних переговорах в Пекине с участием КНДР. Они как бы «не верили» утверждениям северокорейских дипломатов о том, что Пхеньян располагает «ядерным сдерживанием».
Это дает повод критикам обвинять администрацию Буша в том, что она теряет время.