У Сергея Иванова могут быть припасены «внутренние» аргументы для катарской интриги.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Никогда еще представителей правительства России не обвиняли в организации убийства за пределами собственной страны, причем осуществленного «с особой жестокостью». Министерство обороны и лично Сергей Иванов неожиданно оказались в центре скандала, связанного с устранением бывшего чеченского президента Зелимхана Яндарбиева. Напомним, что автомобиль Яндарбиева был подорван 13 февраля с.г. в столице Катара Дохе, после чего власти эмирата арестовали двух сотрудников российских спецслужб. В воскресенье обвиняемые впервые предстали перед судом.
Вчера пресс-служба Минобороны РФ выступила с опровержением СМИ, которые со ссылкой на катарскую прессу распространили сообщение о возможной причастности Сергея Иванова к организации убийства Яндарбиева. «Подобные сообщения можно назвать только полным абсурдом», – сказал представитель пресс-службы агентству ИТАР-ТАСС.
Упоминание Министерства обороны РФ содержится в материалах двух катарских арабоязычных изданий, находящихся под контролем государства, – «Аш-Шарк» и «Ар-Раи». По данным газеты «Аш-Шарк», «на воскресном заседании суда россияне признали, что въехали в страну под видом инженеров, доставивших в посольство РФ оборудование для обеспечения безопасности. Обвинение также огласило часть признаний подсудимых, согласно которым они действительно являются российскими разведчиками, которые по заданию Министерства обороны РФ прибыли в эмират, чтобы убить Яндарбиева путем применения пластида, подложенного под его машину».
Другая газета, «Ар-Раи», сообщает буквально следующее: «На основании признаний обвиняемых, сделанных в ходе допроса, обвинение сообщило суду, что граждане России – сотрудники разведки, прибывшие в Катар по заданию бывшего (?!) министра обороны РФ, чтобы вместе с сотрудниками посольства организовать и осуществить преступление. Специально для этого было изготовлено взрывное устройство, а за передвижением жертвы следил российский спутник».
На первом заседании суда над сотрудниками российских спецслужб присутствовали представители ряда катарских и иностранных СМИ, однако их сообщения из зала заседаний во многом разнятся. Это касается прежде всего фамилий обвиняемых и адвокатов, а также числа предъявленных обвинений и следующей даты слушаний.
Илья Левитов – пресс-секретарь юридической фирмы «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры», которая защищает интересы обвиняемых, сообщил «НГ», что следующие слушания состоятся через четыре недели (начиная отсчет с 11 апреля). Хотя, по его словам, адвокатам, возможно, потребуется больше времени для ознакомления с материалами. Он отметил, что обвиняемые заявили на суде о своей невиновности по всем пунктам обвинения. Между тем упомянутая фирма оставила без комментариев наши вопросы об именах и причинах посещения Катара обвиняемыми. Юристы отказались сообщить конкретные формулировки обвинения, сославшись на «требования клиента по данному делу – МИД РФ и интересы защиты».
В Департаменте информации и печати МИД РФ и посольстве РФ в Дохе «НГ» заявили, что не располагают какой-либо новой информацией.
Имена обвиняемых россиян, согласно сведениям катарской англоязычной газеты «Галф таймс», – Анатолий Владимирович Билашков и Василий Анатольевич Покчов. Каждому из них около 30 лет. То же издание сообщает наиболее полный список обвинений: 1) преднамеренное убийство с особой жестокостью; 2) преднамеренная попытка убийства с особой жестокостью сына жертвы; 3) использование взрывчатых средств с целью убийства более чем одного человека, приведшее к смерти первой жертвы; 4) обучение использованию взрывчатых средств с целью совершения преступления; 5) сговор с третьим лицом, пользующимся дипломатическим иммунитетом, по доставке взрывчатых средств без необходимой документации и с целью совершения преступления с их помощью; 6) незаконное хранение взрывчатых средств с целью совершения двойного убийства; 7) обман – попытка одним из обвиняемых представить себя в качестве другого лица; 8) подделка документов; 9) сокрытие одним обвиняемым обмана, совершенного другим обвиняемым; 10) порча чужого имущества.
Другая катарская газета «Аль-Кудс Аль-Араби» сообщает со ссылкой на обвинение, что «орудие убийства попало на территорию Катара в дипломатическом автомобиле из Саудовской Аравии» и что «первоначально покушение было назначено на 6 февраля, однако Яндарбиев в тот день не пришел на молитву».