– Как вы оцениваете ситуацию на палестинских территориях после убийства духовного лидера ХАМАС шейха Ахмеда Ясина?
– Убийство шейха Ясина усилило напряженность в Палестине до предела. В целом существует несколько факторов, в результате которых в регионе сложилась катастрофическая ситуация. Это, во-первых, продолжение оккупации, блокады, проведение покушений, непрекращающиеся убийства людей. Во-вторых, это строительство разделительной стены, которая отнимает значительную часть палестинской земли. Третьим фактором является принятие израильским премьером Ариэлем Шароном односторонних решений, как, например, о выводе войск из сектора Газа. Вместо руководства Палестины Шарон ведет переговоры по вопросу, касающемуся судьбы нашего народа, с партией «Ликуд». Наконец, в настоящее время Шарон обвиняется в коррупции и испытывает на себе сильное давление внутри страны. Тем самым он пытается свои внутренние проблемы выплеснуть вовне, переключить внимание израильтян от себя на положение дел в Палестине.
Ближневосточный квартет должен добиться, чтобы действия Израиля, и в первую очередь вывод войск из Газы, проводились не односторонне, а в рамках «Дорожной карты». При этом ее выполнение должно координироваться как между Палестиной и Израилем, так и через участие посредников.
– США – наиболее влиятельный член Квартета – не осудили действия Израиля и заблокировали осуждающую резолюцию СБ ООН. Насколько реалистично ожидать, что Квартет окажет давление на Израиль?
– США и Израиль – очень близкие союзники. Однако необходимо все же осознать, что палестинцы – это народ, находящийся под оккупацией и ежедневно подвергающийся агрессии. Поэтому мы надеемся, что Квартет, и в том числе США, пойдет в конечном итоге на серьезное вмешательство и на создание независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме.
Я также согласен с тем, что США – главный игрок в регионе Ближнего Востока. И все же Квартет – это не только Америка. Есть еще Россия, Европа и ООН. Несмотря ни на что, Россия остается великой державой. Мы надеемся, что она не уйдет с Ближнего Востока.
– Новый лидер ХАМАС Абдель-Азиз Рантиси заявил, что «теперь открыта дверь для нанесения ударов по Израилю во всех местах, во все время и всеми способами». Означает ли это, что палестинская администрация не способна обуздать военизированные организации?
– Израиль взрывает ситуацию и при этом просит палестинскую администрацию эту ситуацию затушить. Только за март сего года израильские удары унесли жизнь 74 палестинцев, среди них 20 детей. Разве можно в таких условиях остановить эскалацию? При этом когда тебе еще буквально перекрывают кислород? Ведь Шарон прямо сказал, что в Палестине у него партнеров нет.
– Как вы оцениваете выдвинутый США план реформирования Большого Ближнего Востока?
– США придумали этот план в одностороннем порядке. По сути, этот план означает возвращение к политике колониализма, только осуществляемого новыми методами. Его специфика в том, что внешне он называется «продвижением демократии». Давайте спросим: в какие страны США на самом деле принесли демократию? Маркус на Филиппинах? Или шах в Иране? Вместо демократий союзниками США на Востоке всегда выступали диктатуры.
– Какое решение Лиги арабских государств вы ожидаете по плану реформирования Большого Ближнего Востока?
– Скорее всего Лига вынесет умеренное решение. Понимаете, весь мир находится под давлением США, все от них зависят, в том числе и арабские страны. Очевидно, что США фактически выдвинули арабским государствам ультиматум – в том числе тем, с которыми у Америки поддерживались очень хорошие отношения. У плана реформирования Большого Ближнего Востока нет будущего. Невозможно так вот запросто распоряжаться официальными режимами и народами арабского мира.
– Может ли успех США в Ираке привести к уменьшению насилия на Ближнем Востоке?
– Присутствие США в Ираке – это оккупация. Никто не верит, что США скоро снимут эту оккупацию и создадут в Ираке нормальное демократическое государство. Скорее всего будет очередная диктатура.
Проблемы Ирака и ситуация на Ближнем Востоке напрямую не связаны. Однако косвенная связь, безусловно, есть. Во-первых, Израиль постоянно выступал за свержение Саддама Хусейна и громче всех поддержал операцию против Ирака. Арабский же мир выступал против. Во-вторых, Америке не добиться мира в Большом Ближнем Востоке, пока не будет решена палестинская проблема.