Почтовому отделению одного из местечек в Тоскане, куда, воспользовавшись двухнедельным пасхальным отпуском, еще в субботу удалился с семьей на отдых Герхард Шрёдер, будет нелегко справиться с наплывом поздравительных телеграмм по случаю его юбилея. В среду федеральному канцлеру исполняется ровно 60.
Один из авторитетных лидеров Запада – человек и политик необычной судьбы. Он, можно сказать, selfmademen – добившийся всего сам. Герхард Фриц Курт Шрёдер, как полностью значится его имя в метрике, появился на свет в нижнесаксонском городке Моссенберг в бедной семье. Отец был разнорабочим. Он погиб на фронте в Румынии в год рождения сына. Мать крутилась как могла, чтобы прокормить детей. Герхард тоже начинал с разнорабочего на стойке, но благодаря уму и упорству сумел окончить гимназию и получить аттестат зрелости. Дальше – университет, диплом юриста, адвокатская деятельность и начало политической карьеры со вступления в 1963 году в СДПГ. Возглавив ее молодежную организацию, Шрёдер стал подниматься все выше. В 1980 году уже член бундестага, в 1990-м – премьер-министр Нижней Саксонии. А затем – триумфальное восхождение в 1998 году на пост канцлера и вершину власти в объединенной Германии.
Тому уже шесть лет. В любом случае – большая часть срока, который Шрёдер отводил поначалу своему канцлерству. В канун юбилея журналисты насели на него с вопросами о личном будущем. Шрёдер ответил, что об уходе пока не помышляет, канцлерство по-прежнему доставляет ему радость, «хотя это очень жесткая работа, требующая временами большого физического и психического напряжения». Но он всегда говорит: «Кому в кухне слишком жарко, не стоит становиться поваром».
Как раз сейчас на германской политической кухне особенно жарко. Конечно, ближайшие соратники Шрёдера провозглашают: «Мы гордимся тобой!» А Франц Мюнтеферинг, которому Шрёдер сдал недавно председательство в СДПГ, желая юбиляру здоровья и счастья, выражает уверенность, что он «и свое 70-летие отпразднует с нами на посту федерального канцлера».
Но ведь никуда не спрячешь полмиллиона демонстрантов, которые в прошлую субботу вышли на улицы Берлина и других крупных городов, протестуя против социально-экономических реформ. В отличие от того, что было на старте его канцлерства, Шрёдер уже не любимчик немецких СМИ, с рядом которых вошел в клинч, недовольный критикой. Так что есть повод поразмышлять в тосканской тиши за бокалом вина об изменчивости фортуны и симпатий избирателей. Удастся ли «повару» реализовать задуманные реформы, оживить экономику, сократить безработицу, поднять упавший рейтинг, выиграть следующие выборы и т.д.– об этом сегодня можно гадать только по звездам. Но Шрёдер не теряет уверенности и оптимизма.
Естественно, что «спрятаться» в Италии, куда канцлер, прилетел после визита в Москву из Ганновера на обычном рейсовом самолете, не удастся. Большое празднование его ожидает 16 апреля по возвращении из отпуска в Ганновере. Приглашены политические соратники и личные друзья, хотя и не уточняется, кто конкретно. Может быть, и Владимир Путин.