Приглашение Жака Ширака первым из иностранцев в закрытый Краснознаменск трактуется в дипломатических кругах как свидетельство особого доверия. Путин – неожиданно для Шрёдера, Берлускони и Блэра – позиционировал Ширака как своего привилегированного партнера, продемонстрировав ему (а заодно и всему миру) военно-космическую мощь России. Французскому президенту показали новейшие разработки в области стратегического ядерного оружия. Этот жест не оставил равнодушным ни самого Ширака, умеющего восхищаться Россией (находясь в России), ни французских наблюдателей, обычно критикующих политику Кремля, и тех, кто ее поддерживает.
Не могут остаться равнодушными и Соединенные Штаты: Россия продемонстрировала не столько «транспарентность в вопросах безопасности», сколько наличие альтернативы сокращению стратегических наступательных потенциалов.
По мнению аналитиков, Россия предложила Франции сотрудничать в создании европейской системы ПРО. Тем более что за несколько часов до окончания переговоров командующий Космическими войсками Владимир Поповкин напомнил гостям Краснознаменска, что Париж и Москва активно сотрудничают в сфере освоения космоса. Так, Франция использует российскую помощь в создании системы слежения за космическим пространством.
Экономические связи – не самая сильная сторона нового «привилегированного партнерства». Российско-французский товарооборот хоть и увеличился в прошлом году на четверть, доля Франции во внешнеэкономической деятельности России по-прежнему мала (4% от общего оборота).
За последние четыре года Ширак значительно эволюционировал в своих взглядах на то, что происходит в России. Если в 1999 году французский президент был в авангарде западных лидеров, критиковавших новую чеченскую войну, то сегодня Северный Кавказ ушел на задний план. Чеченская война уже не находит публичных жестких оценок со стороны Ширака. Он вспомнил о ней, лишь отвечая на вопросы журналистов. Рецепт французского президента – политическое урегулирование и борьба против терроризма – истолкован и в Москве, и в Париже как поддержка линии Кремля.
В последние пару лет французский лидер старался выглядеть личным другом Владимира Путина и промоутером российских интересов. Так, в конце 2001 года Ширак призывал щедро отплатить России – по линии ЕС и НАТО – за ее вклад в разгром талибов в Афганистане, а в 2002-м обещал найти решение вопроса о транзите в Калининград через Литву, назвав визы для российских граждан несправедливостью. Теперь Ширак агитирует за учет интересов Москвы при расширении Европейского союза. Не всем пожеланиям прагматика Ширака было суждено сбыться.
Сколь долго Франция будет числиться в привилегированных партнерах Кремля? И как долго Ширак, слабеющий на собственной политической сцене, будет проводить непопулярную линию в отношении Москвы? Возможно, что недолго. «Привилегированное партнерство» пройдет серьезное испытание на прочность не позднее 6 июня, когда Ширак устроит торжества по случаю 60-летия высадки союзников в Нормандии. Во Францию приглашен не только Путин, но и Буш. Последний не принял бы приглашение, если бы не был настроен на примирение после иракских баталий. А Ширак, возможно, не сместил бы Доминика де Вильпена с должности главы МИДа, если бы не осознавал значимость подобного настроя американского президента.
В целом встреча Путина с Шираком прошла в оптимистическом ключе, равно как и предшествовавшие ей переговоры в Ново-Огарево с канцлером ФРГ Герхардом Шрёдером. Политические отношения и в том и в другом случае определялись как превосходные. Экономические – как полные динамизма. По международным вопросам мнения «в значительной мере совпадают». Это касается таких тем, как палестино-израильский конфликт, Ирак, Афганистан, борьба с международным терроризмом.
Основное время уделено экономике. Однако ее невозможно абстрагировать от политики. Тем более что экономическая составляющая взаимоотношений России с Европейским союзом носит яркую политическую окраску. Ширак подтвердил наличие франко-германского плана урегулирования проблем, возникших между Россией и ЕС в связи с его расширением. Речь, в частности идет о недопущении ущерба российской торговле от автоматического распространения соглашения о партнерстве РФ–ЕС на десять новичков. Как отметил канцлер, «документ предусматривает нахождение развязок, и никакие бюрократические препоны не должны этому воспрепятствовать».
Участники переговоров в Ново-Огарево и Краснознаменске старательно не углублялись в проблематику расширения НАТО. Путин отметил отсутствие опасений по этому поводу, хотя оговорился, что этот вопрос «внимательно изучается нашими специалистами, и мы соответствующим образом будем выстраивать свою оборонную политику и политику в области безопасности».
Из досье «НГ»
Главный центр испытаний и управления космическими средствами имени Г.С. Титова в Краснознаменске подчиняется командующему Космическими войсками РФ. Этот объект является важнейшим информационным средством воздушно-космической обороны. Оттуда руководство страны будет получать информацию об опасном маневрировании в космосе военных аппаратов, приготовлении к нанесению удара по спутникам и наземным объектам из космического пространства. Из Краснознаменска военные специалисты управляют орбитальной группировкой космических аппаратов. В ее составе более сотни космических аппаратов военного и двойного назначения. К первым относятся спутники предупреждения о ракетном нападении, связи и наблюдения. Минобороны работает и в направлении восстановления группировки космических аппаратов Глобальной навигационной спутниковой системы. Однако одним из основных направлений развития орбитальной группировки России является создание космических аппаратов двойного назначения. Сейчас такие аппараты составляют 25% группировки. Предполагается, что в 2006–2010 гг. их будет до 50%. ГИЦИУ КС управляет 75% космических аппаратов российской орбитальной группировки. За всю историю центра проведено более 7 миллионов сеансов связи.