Кофи Аннан и его помощники не смогли объединить Кипр на швейцарском курорте.
Фото Reuters
Генсеку ООН Кофи Аннану не удалось убедить лидеров греческой и турецкой общин Кипра в преимуществах представленного им нового варианта плана объединения острова. Однако непарафированный план Аннана – уже пятый по счету – будет вынесен на референдум обеих кипрских общин 24 апреля.
«Решающий раунд» переговоров проходил – не без символического подтекста – в Швейцарии, поскольку за основу плана взят принцип конфедеративного устройства альпийской страны. Вместе с Аннаном в отеле на горе Бургеншток несколько дней провели премьеры Греции и Турции Костас Караманлис и Реджеп Таип Эрдоган, член комиссии ЕС Гюнтер Ферхойен. Участникам переговоров звонили то глава Еврокомиссии Романо Проди, то госсекретарь США Колин Пауэлл. Но преодолеть разногласия так и не удалось.
На сей раз подписать план Аннана отказался президент Республики Кипр Тассос Пападопулос. На греческий взгляд, в новом документе сделано слишком много неприемлемых уступок турецко-кипрской стороне, а греко-кипрские пожелания не учтены. Камнем преткновения стали вопросы территориального размежевания двух составных частей предлагаемой конфедерации, «квотирования» возвращения беженцев из числа греков-киприотов (а таких 180 тыс.) на прежние места, определение численности турецких и греческих войск, остающихся на острове и т.д.
Однако Кофи Аннан объявил, что время дипломатии закончилось. Официально участники переговоров разъехались ни с чем. Однако за кулисами какая-то договоренность, очевидно, достигнута была. Иначе Генсек ООН не мог бы объявить о том, что план объединения будет вынесен 24 апреля на референдум. Похоже, что лидеры обеих кипрских сторон предпочли переложить с себя ответственность за такое решение на избирателей.
Греко-кипрской стороне, за которой стоят Афины, в любом случае ничего не грозит. Она при любом исходе апрельского голосования получит в мае все права члена Евросоюза. А вот для турецких обитателей острова голосование куда более судьбоносно. Северная часть Кипра либо останется в изоляции, либо тоже вольется в ЕС.