Пока Джорджу Бушу удается отсиживаться за спиной Кондолизы Райс.
Фото Reuters
Джордж Буш, рискующий поражением на предстоящих президентских выборах, оказался в заложниках у членов собственной администрации в связи с расследованием действий руководства США в столь важных сюжетах, как «11 сентября» и антииракская война. Факты, которые будут выявлены в ходе этих расследований, определят исход президентской гонки. Оба досье – «11 сентября» и «Ирак» – связаны между собой и являются предметом острых баталий между республиканцами и демократами.
Первые слушания в независимой комиссии по «11 сентября» показали, что бывшие и нынешние представители администрации четко осознавали степень угрозы со стороны «Аль-Каиды» и что Америка продолжает оставаться уязвимой. С другой стороны, чиновники дали понять, что готовы «валить» не только политических противников, но и «своих». Например, шеф Пентагона Дональд Рамсфелд утверждал, что до 11 сентября у Вашингтона были связаны руки в вопросе силового решения проблемы «Аль-Каиды»: этому помешали бы не только заокеанские союзники США, но и собственный республиканский Конгресс. (Помимо Рамсфелда во вторник выступали госсекретарь Колин Пауэлл и их предшественники Уильям Коэн и Мадлен Олбрайт.)
Вчера (когда в Москве уже наступила ночь) показания давали директор ЦРУ Джордж Тенет, бывший советник по национальной безопасности Сэмюэль Бергер, заместитель госсекретаря Ричард Армитедж и координатор по борьбе с терроризмом при четырех президентах Ричард Кларк. Появления последнего ждали особо. Кларк выпустил на днях книгу, в которой обвинил Буша в игнорировании угрозы со стороны «Аль-Каиды» и развязывании антииракской войны по причине личной неприязни к Саддаму Хусейну. Книга наделала столько шума, что выступать с опровержениями пришлось самому Бушу.
Интересно, что нынешний советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс – в отличие от своего предшественника – отказывается давать показания. Между тем именно Райс является самым приближенным к Бушу лицом.
Директор Московского центра Карнеги Эндрю Качинс заявил «НГ»: «Неучастие в слушаниях Кондолизы Райс является в высшей степени подозрительным. Особенно – с учетом той важной координирующей функции, которую советник по национальной безопасности призван играть в развитии внешней политики США и политики безопасности. У Райс самые тесные в администрации личные отношения с президентом. Она проводит огромное количество времени в кругу семьи Буша. Например, в выходные в Кэмп-Дэвиде».
Схожую точку зрения высказал вице-президент Фонда эффективной политики Владимир Фролов. «Райс не имела бы права уклониться от вопросов во время выступления перед комиссией. Ее неучастие говорит о том, что она обладает информацией, разглашение которой было бы губительно для Буша».
Кстати, в своей книге Кларк подверг критике Райс за то, что в 2000 году она не придала значения опасности со стороны «Аль-Каиды», о которой говорилось в его докладе. Другой важный эпизод – беседа Кларка с Бушем на следующий день после атаки на Нью-Йорк и Вашингтон. Тогда Буш трижды призвал Кларка доказать связь между событиями 11 сентября и Ираком и отказаться от версии причастности к ним «Аль-Каиды». На этой встрече, пишет Кларк, присутствовала только Кондолиза Райс.