Сергей Лавров: «Россия должна укрепляться как государство, ее экономика должна развиваться, а люди жить лучше».
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
«Внешнеполитические цели России утверждены президентом Владимиром Путиным, и МИДу предстоит претворять поставленные задачи в жизнь», – так определил роль своего ведомства в государственной системе страны новый министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на первой пресс-конференции в Москве.
Лавров не видит необходимости корректировать утвержденную внешнеполитическую концепцию страны. Вместе с тем он рассчитывает на координирующую роль Совета безопасности, секретарем которого стал Игорь Иванов, в разработке стратегических направлений внешней политики России. (Такой вариант предсказывала и «НГ» сразу после назначения правительства.)
В России, по словам Лаврова, уже сложился общественный консенсус по поводу национальных интересов страны: «Россия должна укрепляться как государство, ее экономика должна развиваться, а люди жить лучше». Задача внешней политики в представлении нового министра – обеспечить безопасность страны и ее граждан как по периметру границ, так и внутри. Министр пообещал: «Мы будем стремиться гарантировать национальные интересы России, не скатываясь к агрессивным методам или конфронтации.
В современных условиях, когда после холодной войны рухнули многие ограждения, сдерживавшие возникновение межнациональных конфликтов, и пока не создано новой системы, возросло значение коллективных и многосторонних действий в борьбе против транснациональных угроз. Центральную роль в этих усилиях, по мнению Лаврова, суждено сыграть ООН – «уникальному механизму, пользующемуся репутацией беспристрастного и нейтрального посредника».
Прежними остались и «географические приоритеты» в деятельности главы российской дипломатии. В ближайшее время он примет участие в совещании министров иностранных дел СНГ, в апреле–мае дважды встретится с госсекретарем США Колином Пауэллом, будет участвовать в майском совещании министров иностранных дел «восьмерки».
По оценке Лаврова, у России нет каких-либо разногласий с Соединенными Штатами по стратегическим вопросам борьбы с терроризмом и другими угрозами, а если и случаются какие-либо несовпадения позиций, то они имеют исключительно тактический характер. Показателем тесных связей между Москвой и Вашингтоном стал тот факт, что президент США Джордж Буш одним из первых поздравил Владимира Путина с переизбранием на пост президента России. Москва также готова к активизации отношений с Европейским союзом. Отношения с Китаем «развиваются исключительно хорошо, по восходящей». Россия и КНР занимают «идентичные позиции по подавляющему большинству международных вопросов», причем Китай проявляет возрастающую активность в международных делах.
Вот что сказал Лавров о самом «горячем» регионе. «Ситуация с безопасностью в Ираке непрерывно ухудшается, и чем скорее оккупирующие державы согласятся на передачу ООН центральной роли в этой стране, тем скорее начнется процесс нормализации». Что касается Ирана, то, по словам министра, он имеет право на развитие мирной атомной энергетики, но под контролем и с соблюдением правил МАГАТЭ. На палестино-израильском направлении определяющим движение документом остается «Дорожная карта», утвержденная СБ ООН. Россия, сообщил министр, подтверждает свою приверженность этому плану.
Лавров подтвердил готовность Москвы «двигаться к заключению мирного договора с Японией на основе договоренностей между руководителями обеих стран». Однако он напомнил, что у «России есть Конституция», определяющая ее подходы к территориальным вопросам.
Министр ответил на ряд вопросов по актуальным событиям в международной и внутренней жизни России. По его словам, российская дипломатия стремится решать проблемы с Латвией «путем переговоров, без использования методов принуждения». В отношениях с Грузией исходит из принципа уважения суверенитета и территориальной целостности этой страны. Лавров позитивно оценил усилия мэра Москвы Юрия Лужкова по организации диалога между президентом Грузии Михаилом Саакашвили и аджарским лидером Асланом Абашидзе. Он сообщил также, что в среду вечером встретится в Москве с секретарем Совета безопасности Грузии Вано Мерабишвили.
Иностранных журналистов заинтересовало, как относится глава российской дипломатии к жалобам на неравнозначность условий для ведения предвыборной борьбы российскими кандидатами на президентский пост. Кандидаты, дескать, сетовали, что не имели должного времени на телевидении. «Подобные утверждения для меня стали неожиданностью, – ответил министр. – Я сам видел кандидатов в телепередачах». Лавров сообщил, что на предшествовавших парламентских выборах в России жалобы со стороны отдельных партий были поданы лишь после того, как кандидаты увидели неблагоприятные для себя итоги голосования. «Почему они не предъявляли претензии на протяжении двух предшествовавших месяцев?» – спросил министр журналистов.