«Чья это сумка?» Теперь и такие надписи можно прочитать в лондонской подземке.
Фото Reuters
С недавних пор «терроризм» стал наиболее часто употребляемым словом в Европе. После взрывов в Испании, унесших в минувший четверг жизни более 200 человек, страны Евросоюза, кажется, всерьез озаботились этим мировым злом.
Вчера тема борьбы с терроризмом потеснила проблему принятия единой европейской Конституции, став основной на встрече лидеров «ядра Евросоюза». Президент Франции Жак Ширак и федеральный канцлер ФРГ Герхард Шрёдер вместе со своими министрами иностранных дел попытались согласовать позиции накануне саммита Европейского союза, который намечен на 25–26 марта. Ширак и Шрёдер обсудили, в частности, вопросы контроля за финансовыми потоками и введения единого европейского ордера на арест. Шредер не исключил, что в будущем в ЕС придется создать Центральное разведывательное агентство.
Как отмечают наблюдатели, для Франции, как и для Германии, проблема террористической угрозы в целом в Западной Европе тем более актуальна, что она вызывает беспокойство на рынках и может негативно сказаться на экономическом оздоровлении крупнейших экономик ЕС.
Вопросы безопасности также будут доминировать на плановом саммите Европейского союза на следующей неделе. По словам председателя Еврокомиссии Романо Проди, на встрече планируется тщательно обсудить «всю стратегию безопасности» Европы. «А частью этой стратегии, возможно, станет учреждение поста комиссара по контртеррористической политике», – заявил Проди. Кто-то это назовет важным вкладом в борьбу с терроризмом. Но скорее здесь речь идет о простой бюрократизации.
В ближайшую пятницу в Брюсселе состоится внеочередное заседание министров внутренних дел и юстиции стран ЕС. Параллельно в Мадриде по просьбе Испании должны собраться представители «всех самых важных контртеррористических служб Европейского союза». Участники совещания обсудят проблемы координации расследований и операций, обмена информацией и другие аспекты совместной борьбы с терроризмом.
Активизация на политическом фронте сопровождается усилением мер безопасности на территории всего Старого Света.
В Лондоне в общественном транспорте теперь обязательно присутствуют агенты в штатском. Это беспрецедентная мера, передает Би-би-си. Кроме того, пассажиры, пользующиеся столичной подземкой в Великобритании, отныне могут подвергаться проверкам и даже обыскам. Однако, как заявляет шеф лондонской полиции сэр Джон Стивенс, теракты в Великобритании «неизбежны». Руководитель Скотленд-Ярда сказал вчера, что после трагедии 11 сентября 2001 года в королевстве было арестовано 520 человек по подозрению в причастности к терроризму, а также удалось предотвратить несколько терактов в Лондоне. Между тем, сказал сэр Стивенс, один из подобных терактов однажды обязательно будет осуществлен.
В Германии оппозиция призывает к введению на железнодорожном транспорте таких же мер безопасности, как и в аэропортах.
Во Франции, где уже был ужесточен контроль на железных дорогах после угрозы взрывов в поездах в начале этого месяца, премьер-министр Жан-Пьер Раффарен призвал сограждан к бдительности, и пообещал, что в случае получения конкретных угроз, правительство известит об этом французов.
Взрывов от «Аль-Каиды» ждут в Португалии. Газета Correio da Manha ссылается на свой источник, говоривший от имени «Аль-Каиды»: «Сейчас был Мадрид, потом будет Португалия».
В том, что организаторы взрывов в Испании связаны с «Аль-Каидой», не сомневаются уже и в Министерстве внутренней безопасности США. Представитель этой недавно созданной структуры Аса Хатчинсон сделал соответствующее заявление в минувший понедельник.
Однако уходящий премьер-министр Испании Хосе Мариа Аснар настаивает на следе баскской сепаратистской группировки ЭТА. Премьер, как сообщает газета «Периодико», в день теракта лично обзвонил несколько руководителей испанских СМИ, заявив, что за взрывами, «несомненно», стоит ЭТА.
Тем временем расследование продолжается. Полиция располагает именами еще пятерых марокканцев, подозреваемых в причастности к организации теракта. По этому делу уже задержаны пять человек, один из которых подозревается в непосредственных контактах с «Аль-Каидой».