«Тагесшпигель», ФРГ
Второе президентство Владимира Путина уже началось. Правда, осталась небольшая формальность: выборы в воскресенье. Но результат заранее определен, так почему же ему уже сейчас не представить новое правительство, пока русские приходят в себя после женского праздника с водкой. Это экономит время. И еще раз усиливает перед днем выборов впечатление о деятельном президенте, который решительно разгоняет неумелый персонал. Для русских огромное государство с его многочисленными проблемами управляется чудодейственным образом – одной, повсюду успевающей телевизионной фигурой, президентом Путиным, который открывает школы, ведет армию на маневры, принимает иностранных гостей. Его министры, его обслуга появляются лишь тогда, когда что-то случается не так. Но за это он не должен нести ответственность.
«Штерн», ФРГ
С помощью инсценированного культа личности Кремлю удалось отделить имидж Путина от состояния его страны. Хотя провинция все еще бедствует, коррупция выходит из берегов, а терроризм из Чечни достиг Москвы, президент пользуется такой высокой популярностью, как никакой другой политик в Европе.
«Индепендент», Великобритания
Российские чиновники обеспокоены тем, что при очень высоких рейтингах Путина внутри страны сохраняется ряд факторов, негативно влияющих на имидж президента за границей... Жесткая позиция Путина в отношении чеченского сепаратизма, к примеру, популярна в России, но ее осуждают как беспощадную и недальновидную за рубежом. Вынужденное изгнание ряда олигархов и продолжающееся содержание под стражей Михаила Ходорковского, бывшего главы ЮКОСа, приветствуются многими россиянами, которые считают их ворами и паразитами. Они не представляют себе, что за границей такое обращение оценивается скорее как политические гонения с привкусом антисемитизма, поскольку большинство мишеней – евреи.
«Таймс», Великобритания
Путин должен одержать сокрушительную победу в схватке за место в Кремле на следующие четыре года. Его популярность настолько высока, что ее можно было бы сравнить с рейтингами северокорейского диктатора Ким Чен Ира, с той только разницей, что в случае Путина не надо даже подтасовывать результаты. Единственное, что удивляет так же сильно, как и популярность действующего президента, – это фактическое отсутствие оппозиции.
«Вашингтон пост», США
Практически никто и ничто не может помешать президенту Владимиру Путину переизбираться на второй срок. Исключением тут могли бы стать разве что он сам и Конституция страны. И Путин, похоже, опасается, что эти исключения могут встать у него на пути. Секретный стиль руководства этого бывшего сотрудника КГБ возродил к жизни кремлинологию в Вашингтоне и Москве. Тщательно анализируя странную перетряску кабинета министров накануне президентских выборов, некоторые из самых видных кремлинологов здесь, а также независимых российских аналитиков в Москве пришли к заключению, что Путин боится... собственной тени. Деспотичная избирательная кампания Путина отчуждает от него некоторую часть избирателей, а многих других погружает в спячку.
«Монд», Франция
После выборов 14 марта антиолигархическая риторика поутихнет. Так, один из представителей Союза промышленников и предпринимателей России попытался минимизировать последствия «дела ЮКОСа» – нефтяной компании, владелец которой Михаил Ходорковский уже четыре с половиной месяца сидит за решеткой по обвинению в уклонении от уплаты налогов. «Источники в Кремле предупредили нас еще в начале 2003 года, что из-за отсутствия успехов в чеченской кампании думские выборы в декабре 2003 года, а затем и президентские в марте 2004 года будут проходить под лозунгом борьбы с олигархами. Слава богу, этот трудный период для нас вскоре должен закончиться», – сообщил на условиях анонимности пресс-секретарь одного олигарха. Он не стал отрицать, что практически все видные руководители промышленных и финансовых групп решили затаиться на время, пока Путин не добьется переизбрания.