В Порт-о-Пренсе есть что украсть.
Фото Reuters
Отрекшийся от власти Жан-Бертран Аристид прибыл вчера утром в столицу Центрально-Африканской Республики – Банги. Согласно сообщениям местных СМИ, бывший президент Гаити прилетел туда в компании собственной супруги и еще троих приближенных. Предполагается, что ЦАР станет лишь временным прибежищем для Аристида. Его дальнейший маршрут пока не ясен. Обязанности президента Гаити в соответствии с Конституцией взял на себя Бонифас Александр, председатель Верховного суда.
Сразу после отставки Аристида, о которой было объявлено в воскресенье, госдепартамент США заявил о роли Вашингтона в этом сюжете. Правда, представитель госдепа Ричард Баучер не стал входить в детали.
Совет Безопасности ООН санкционировал немедленное развертывание многонациональных сил. Белый дом объявил о направлении морской пехоты для обеспечения безопасности. Канадские подразделения взяли под контроль международный аэропорт столицы Порт-о-Пренса. На Гаити спешат французские солдаты и военнослужащие ряда государств региона. В самом Порт-о-Пренсе царит хаос, бесчинствуют мародеры, грабят магазины, продовольственные склады, аптеки. Между тем повстанцы сообщили о готовности сложить оружие.
До самой последней минуты Аристид надеялся, что американцы его выручат, как это уже случалось в недавнем прошлом, даже шантажировал их. На днях в интервью Си-эн-эн он заявил, что президент Джордж Буш должен проявить твердость перед лицом угрозы, нависшей над страной. Дескать, Соединенные Штаты отправили войска в Афганистан, и здесь мы пытаемся защитить демократию. Однако Буш «уволил» Аристида. По мнению ряда аналитиков, основная причина охлаждения Вашингтона к Аристиду сводится к тому, что он не сумел воспрепятствовать превращению собственной страны в перевалочный пункт переброски наркотиков из Колумбии в США.
В связи с изменившейся обстановкой возникает резонный вопрос: что дальше? Предполагается, что плодами вооруженного противостояния воспользуются умеренные круги политической оппозиции, которые не поддерживали методов повстанцев, но разделяли их конечную цель, требовали безотлагательной отставки президента.
Сегодня первоочередной задачей является формирование правительства национального единства, установление элементарного порядка и обеспечение иностранной продовольственной, медицинской и иного рода помощи. Затем настанет очередь досрочных президентских и парламентских выборов. Переходный процесс будет отнюдь не легким, принимая во внимание разношерстную коалицию противников Аристида. В ее состав входят и реваншисты, пытающиеся вернуть все на круги своя. Они, в частности, не могут простить Аристиду роспуск армии, служившей кормушкой для многих офицеров и рядовых солдат. В их рядах – головорезы, терроризировавшие и вырезавшие мирное население наподобие Луиса Йоделя Чамблана, чьи руки по локоть в крови. Есть и вполне вменяемые люди. Это, к примеру, председатель Торгово-промышленной палаты Марис Лафортун, входящий в коалицию «Демократическая платформа». Не исключено, что на поверхность вынырнет и Жерар Гург, соперник Аристида на выборах 2000 года.
Среди потенциальных претендентов на высокие должности выделяется Ги Филипп, один из лидеров мятежников, бывший полицейский начальник на севере страны. В 2000 году он был обвинен в попытке государственного переворота и скрылся за кордон. В начале вооруженной фазы противостояния он тайком вернулся на родину и активно включился в борьбу. Весьма примечательна его позиция на заключительном этапе эпопеи по отстранению президента. Подойдя вплотную к столице, руководимые им отряды медлили с решающим штурмом. Они утверждали, что дают шанс спастись Аристиду. На самом деле, ждали, пока определится Белый дом. Это означает, что они и впредь станут действовать с оглядкой на Вашингтон.