0
736
Газета В мире Интернет-версия

27.02.2004 00:00:00

«Теология освобождения»

Эмиль Дабагян

Об авторе: Эмиль Суренович Дабагян - ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН.

Тэги: гаити, восстание, аристид, оппозиция


гаити, восстание, аристид, оппозиция Порт-о-Пренс на осадном положении.
Фото Reuters

Повстанцы на Гаити готовятся к осаде столицы. Порт-о-Пренс превращается в прифронтовой город. Сооружаются баррикады, дороги перекрываются автобусами и бензовозами. Резиденция главы государства Жан-Бертрана Аристида обнесена колючей проволокой. Его детей уже эвакуировали. Порт-о-Пренс покидают иностранцы и местные жители.

Уже три недели в небольшой карибской республике, насчитывающей 8 млн. жителей, не прекращаются столкновения, приведшие к гибели по меньшей мере 70 человек. К настоящему времени весь север, практически полстраны, находится в руках повстанцев.

Захват населенных пунктов сопровождается мародерством, разграблением продовольственных складов и контейнеров, убийством полицейских, сожжением полицейских участков и административных зданий. Успех вооруженных формирований в немалой степени объясняется тем, что к ним присоединились опытные бойцы из числа бывших солдат и офицеров распущенной гаитянской армии, которые просочились из соседней Доминиканской Республики.

Оппозиция обвиняет президента в нарушениях прав человека, невозможности обеспечить элементарную безопасность гражданам. Люди бегут из страны, отправляясь на лодках на Ямайку или во Флориду или пешком пересекая границу. Регулярные авиарейсы загружены до предела. Все билеты раскуплены. США порекомендовали своим гражданам покинуть Гаити. Тоже сделали Франция и Великобритания. Для охраны американского посольства направлено 50 морских пехотинцев.

На этой неделе эксперты США, Канады, Франции, Организации американских государств и Карибского сообщества наций выработали план мирного урегулирования конфликта. Он предполагает в первую очередь образовать смешанную комиссию, куда помимо иностранных посредников вошли бы посланцы правительства и оппозиции. Ей надлежит назначить совет старейшин, включающий 7 человек, который назовет имя нового премьера. Как только он вступает в должность, сразу же назначается новый глава полиции. Ускорится отправка международного полицейского персонала в страну.

Президент Жан-Бертран Аристид одобрил мирный план, заявив, что повстанцы будут разоружены, а новая администрация проведет досрочные выборы. Однако политическая оппозиция, отмежевавшаяся от насильственных акций, план отвергла. Ее не устраивает пункт, согласно которому глава государства сохраняет свой пост.

Нынешний президент Гаити – трагическая фигура. Он бывший католический священник, приверженец так называемой теологии освобождения, получившей в 70–80-х годах широкое распространение в церковных кругах Латинской Америки. Стройный мулат с тонкими чертами лица, интеллигентной внешностью получил прекрасное образование за рубежом, в совершенстве владеет несколькими языками. Свои речи он произносит на английском, французском, испанском и креольском.

С Аристидом связывались огромные надежды на установление демократического строя. Он создал и стал лидером политической партии «Семья Лавалас». Он – первый в истории страны гражданский президент, избранный на всеобщих выборах 19 декабря 1990 года. Тогда за него проголосовали 70% граждан. Вступив в должность, он развернул активную борьбу с нищетой и коррупцией, завоевал широкую популярность в народе. 30 сентября 1991 года едва начавшийся демократический процесс прерывается очередным военным переворотом. Власть захватила армейская верхушка. Низложенный Аристид вынужден был эмигрировать. Провел три долгих горьких года в изгнании – сначала в Париже, а затем в Вашингтоне. Столько времени длилась тяжба между правительствами де-юре и де-факто, в которую оказались вовлеченным ООН, ОАГ, США и третьи страны. Аристид приобрел ореол мученика, его моральный авторитет рос и укреплялся.

19 сентября 1994 года Соединенные Штаты направляют на Гаити специальный экспедиционный корпус. Аристид с триумфом возвращается на родину. Его встречают восторженные толпы темпераментных сторонников, пустившихся в пляс в городах и деревнях страны. 15 октября состоялась повторная инаугурация Аристида. Обращаясь к собравшимся с балкона президентского дворца, он, как заклинание, повторял один и тот же призыв: «Нет – мести! Нет – насилию! Да – национальному примирению!»

После реставрации власти взгляды Аристида эволюционировали в сторону умеренного либерализма. В 1995 году была проведена радикальная реформа вооруженных сил, распущена 7-тысячная армия, на которую опирались диктаторские режимы. Несмотря на развернутую кампанию по продлению срока полномочий в связи с трехлетней паузой, он на это не пошел и передал бразды правления своему легитимному преемнику. Если бы на этом завершилась политическая карьера Аристида, то он, несомненно, вошел бы в историю и остался в памяти народа как видный демократически ориентированный государственный деятель.

Но этого не произошло. Его второй президентский срок, стартовавший в 1990 году, сопровождался бесконечными скандалами, перерос в открытую конфронтацию не только с оппонентами, но и бывшими соратниками. Теперь судьба его малопредсказуема. Он и сейчас рассчитывает на помощь международного сообщества, которое не ставит под сомнение законность его избрания.

Решающим может стать заявление министра иностранных дел Франции, обвинившего Аристида в кризисе и четко давшего понять, что он должен уйти в отставку. Многие наблюдатели уверены, что дни режима сочтены.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1141
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1185
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
528
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
780

Другие новости