Дело о гибели 13 февраля бывшего чеченского президента Зелимхана Яндарбиева получило неожиданный поворот. Вчера российский МИД признал, что вступил в конфликт с властями Катара, удерживающими двоих (а ранее троих) представителей российских спецслужб по подозрению в причастности к убийству Яндарбиева. Москва впервые признала, что добивается освобождения арестованных сотрудников спецслужб.
Согласно заявлению дипломатов, арест был произведен с применением оружия и грубой физической силы. На протяжении семи суток российским гражданам отказывали во встрече с представителями посольства РФ. Как сообщили на Смоленской, указанные люди приехали в Катар в командировку с ведома властей этой страны для сбора информации по международному терроризму. Подобное существует, например, в практике американских спецслужб.
Контакты Москвы и Дохи до сих пор были корректными, хотя и весьма ограниченными. Несколько лет назад Катар закупил у России небольшое количество вооружения (речь идет о зенитных комплексах). Теперь отношения двух стран, похоже, значительно пострадают.
Вчера власти Катара заявили, что предъявили в среду официальные обвинения двум подозреваемым в причастности к убийству Яндарбиева. В сообщении Министерства внутренних дел говорится, что эти лица были задержаны 19 февраля для допроса. Их имена не называются.
И.о. министра иностранных дел РФ Игорь Иванов назвал случившееся «провокацией». «Попытки катарских властей переложить ответственность за покушение на Яндарбиева на арестованных ими российских граждан лишены какого-либо основания». Эти слова Иванов сказал послу Катара Сааду Аль-Кубейси, которого уже дважды вызывали в МИД РФ. И.о. министра потребовал от властей Катара «незамедлительно освободить незаконно удерживаемых российских граждан и предоставить им возможности беспрепятственно вернуться на Родину». Иванов направил собственного представителя в Доху. В ходе переговоров с местными властями один из арестованных и был освобожден.
Представители катарского посольства в Москве менее эмоциональны. Вчера диппредставительство не работало по причине мусульманского праздника. А сегодня там выходной. Катарские дипломаты в Москве предпочли общаться с прессой через референта, который сообщил буквально следующее: «Посольство комментариев не дает, с соответствующими заявлениями уполномочен выступать только МИД Катара». В ответ на просьбу «НГ» предоставить возможность ознакомиться с такими заявлениями референт заявил, что посольство таковых из министерства не получало.
Отвергая причастность к убийству Яндарбиева, российский МИД одновременно жестко критикует катарские власти за то, что они «не выполняли свои международные обязательства по борьбе с терроризмом и фактически взяли Яндарбиева под опеку, предоставив ему полную свободу передвижения, общения с представителями различных террористических и экстремистских религиозных организаций, сбора средств для совершения новых терактов в различных странах».
Официальное заявление МИД почти наполовину состоит из разъяснения преступной деятельности Яндарбиева. По мнению ряда наблюдателей, подобная форма изложения проблемы, в которой оказались сотрудники российских спецслужб, не способствует освобождению арестованных. Более того, заявление вообще может восприниматься как подтверждение МИДом того, что у Москвы были слишком серьезные мотивы для устранения Яндарбиева.
Мы попытались выяснить у начальника пресс-службы внешней разведки Бориса Лабусова подробности этого события. Однако генерал сказал, что ему нечего добавить к своему заявлению о том, что ни КГБ, ни его преемник СВР с 1959 года, когда был уничтожен Степан Бандера, не проводят подобных акций. На вопрос о фамилиях арестованных Лабусов ответил, что ему они неизвестны.
Пожелавший остаться неизвестным бывший сотрудник СВР выразил большие сомнения в причастности арестованных сотрудников разведки к смерти Яндарбиева. По его словам, операции подобного рода могут проводить только специально подготовленные сотрудники, а аналитики имеют совершенно другую подготовку. Более того, такие операции в современных условиях могут готовиться годами.
Катар, который не может представлять большой интерес как объект внешней разведки, обладает достаточно сильной службой контрразведки, которая имеет широко разветвленную сеть осведомителей и работает практически под контролем ЦРУ. Поэтому любые иностранные граждане, прибывающие в страну, попадают под жесткий контроль сразу двух согласованно действующих спецслужб.
Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко напоминает, что руководители Катара традиционно ориентированы на США. «Не исключено, что в случае с представителями российских спецслужб проявились сложные взаимоотношения внутри четырехугольника «Катар–США–Россия–чеченские террористы», – заявил эксперт.