Меморандум об отношениях с Европейским союзом из 14 пунктов, адресованный Москвой государствам ЕС в январе и отвергнутый в минувший понедельник на заседании глав МИД в Брюсселе, остается закрытым документом. В нем, как сообщают дипломатические источники, изложены российские сомнения по поводу последствий автоматического переноса Соглашения о партнерстве и сотрудничестве на 10 стран-новичков ЕС, а также предъявляются требования относительно таможенных пошлин, визового режима и улучшения положения русскоязычного населения в странах Балтии. Как заявил «НГ» представитель Еврокомиссии Диего де Охеда, «ЕС не собирается обнародовать документы, переданные ему его партнерами. Какой бы документ Россия ни предоставляла Евросоюзу, для его получения следует обращаться к российской стороне». В Департаменте информации и печати МИД РФ «НГ» сообщили, что меморандум является закрытым рабочим документом. На наш вопрос о том, как освещать российскую позицию по распространению базового соглашения на новичков ЕС в отсутствие меморандума, представитель ДИП нам ответил: «Это ваши проблемы».
Итак, отношения России и Европейского союза входят в конфронтационную стадию непосредственно перед переизбранием Владимира Путина на второй срок и перед официальным расширением сообщества, которое состоится 1 мая этого года.
Почти в ультимативной форме главы МИД ЕС потребовали от Москвы согласиться «без предварительных условий или различий» с распространением условий базового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) на новых членов. Возражения Москвы против такого «автоматизма» квалифицированы как стремление к дискриминации соответствующих стран Центральной и Восточной Европы. Брюссель пригрозил «серьезными последствиями для отношений между ЕС и Россией во всех сферах».
Какие же «санкции» Евросоюз может применить в отношении Москвы? Как считает председатель президиума Института проблем глобализации Михаил Делягин, ЕС может продолжить блокировать присоединение России к ВТО, ввести ограничения на российский экспорт нефти в Евросоюз (что немаловажно с учетом того, что Россия является крупным поставщиком в страны Восточной Европы), а также нанести серьезный ущерб российским финансовым потокам, которые традиционно проводятся через Кипр, и блокировать ряд совместных проектов. Кроме того, по словам Делягина, существует стандартный пакет скандалов и конфликтов: Чечня, поиск «грязных» денег из России, создание проблемных ситуаций с визами.
«Мы столкнулись с несколько завуалированной экономической агрессией, – продолжает Делягин. – Вопрос состоит в том, будем ли мы умиротворять агрессора или будем защищать национальные интересы? Мы умиротворяем агрессора уже на протяжении 15 лет. Следовательно, отказываемся от своих интересов. Европейцы уже доказали, что они не хотят идти на сотрудничество. Примером могут служить ситуация с ВТО и нашими внутренними ценами на газ, ситуация с Калининградом и Киотским протоколом, а также с либерализацией европейского рынка газа. Было немало ситуаций, в которых Европа занимала последовательную обструкционистскую позицию. Европейская бюрократия в принципе неработоспособна. С другой стороны, мы не умеем лоббировать российские интересы в недрах этой бюрократии».
Соглашение, ставшее предметом столь острого спора между Россией и Евросоюзом, было подписано на острове Корфу почти десять лет назад. В 112 статьях, 10 приложениях, 2 протоколах СПС, а также ряде включенных в него деклараций записано множество благих намерений. Речь идет о базовых принципах, разделяемых обеими сторонами, содействии международному миру и безопасности, поддержке демократического общества, основанного на политических и экономических свободах, развитии и укреплении политических, торговых, экономических и культурных связей.
Проблема достаточно сложна для обеих сторон. Безусловное выполнение требований Брюсселя чревато для России ощутимыми материальными потерями. По имеющимся подсчетам, предоставление новичкам ЕС преимуществ по СПС и наоборот, утрата Россией льгот по прежним соглашениям с ними может сократить российские доходы на 300 млн. евро в год.
Руководство ЕС считает неприемлемым, чтобы старые члены сообщества пользовались условиями СПС полностью, а новички – с какими-либо оговорками. На первый взгляд ЕС озабочена преимущественно честью мундира. Но дело в том, что "проблема СПС" далеко не единственная, из-за которой хмурят брови в Брюсселе. По сведениям мюнхенской "Зюддойче цайтунг", выступая на встрече с закрытым докладом, представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана охарактеризовал Россию как "трудного партнера", который "не всегда" соответствует своим международным обязательствам. В качестве примера он сослался на нарушение прав человека в Чечне.
По мнению Соланы, в отношениях с Россией Евросоюз "не проявил способности ни четко формулировать свои цели, ни требовать учета своих ценностей, ни действенно защищать свои интересы". Это касается как сферы тесного сотрудничества в борьбе с преступностью, так и российского отказа ратифицировать наконец Киотский протокол о глобальной защите атмосферы.
Солана ратовал за то, чтобы Европа разговаривала с Москвой "единым голосом". Брюссельские наблюдатели усмотрели в этом критику в адрес Сильвио Берлускони, который, будучи в прошлом году председателем ЕС, отверг от имени сообщества упреки в адрес Путина по поводу нарушения прав человека в России. Однако существеннее то, что выступление Соланы обозначает дальнейшее ужесточение линии Брюсселя и использование со стороны ЕС методов давления.
Интересна и позиция влиятельной европейской «тройки». Германский канцлер Герхард Шрёдер, французский президент Жак Ширак и британский премьер Тони Блэр сочли на днях необходимым (хотя это не входило в повестку дня их встречи в Берлине) обратить внимание на неблагополучное состояние дел между ЕС и РФ. По сведениям из источников в берлинских правительственных кругах, у руководителей трех держав сложилось общее впечатление, что в диалоге ЕС–РФ «в течение последних месяцев произошло отчуждение».
Как заявил «НГ» Диего де Охеда, «переговоры с Россией по расширению СПС идут крайне сложно. Однако достижение соглашения в этом вопросе до 1 мая очень важно. Иначе нас ждут большие проблемы. К согласию нужно прийти в ближайшие пару недель, если мы не хотим, чтобы наши отношения испортились. Параллельно мы обсуждаем с Россией озабоченности, которые вызывает у нее расширение ЕС. По некоторым моментам, удовлетворения которых требует от нас Москва, мы могли бы пойти навстречу. Но не по всем». Подобный тон свидетельствует о том, что европейцы скорее склонны к компромиссу, нежели к санкциям. По крайней мере, на данном этапе.