Марк Мэллок-Браун: «Эпидемия СПИДа преодолела критический рубеж в таких странах, как Россия, Украина и Эстония».
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
– Насколько известно, вы говорили с Касьяновым о состоянии реформ. Насколько глубоко вовлечена ООН в процесс реформирования российской экономики и государства?
═
– ПРООН взаимодействует с государственными ведомствами и частным сектором России. Наши эксперты оказывают консультационные услуги различным российским министерствам в деле организации работы в условиях рыночной экономики, помогают комитетам Госдумы и ее экспертам в разработке проектов законов. В контактах с частными фирмами мы активно продвигаем идеи социальной ответственности бизнеса. Вес и значение наших программ в России непрерывно возрастают. Достаточно отметить, что за последние 4 года их объем возрос в четыре раза. Кроме того, мы принимаем участие в борьбе с последствиями чернобыльской катастрофы.
═
– Вы участвовали в круглом столе о распространении ВИЧ/СПИДа. Насколько серьезную опасность эта проблема представляет для России?
═
– Мы представили российским властям и общественности подготовленный экспертами ООН доклад «ВИЧ/СПИД в странах Восточной Европы и СНГ: как повернуть эпидемию вспять». В нем говорится о крайней серьезности ситуации с распространением этой болезни в регионе – эпидемия преодолела критический рубеж в таких странах, как Россия, Украина и Эстония. Надо осознать, что эта эпидемия входит в разряд глобальных угроз, как, например, терроризм. Необходимо, чтобы власти, общественность и население осознали всю серьезность сложившегося положения и начали действовать.
На мой взгляд, серьезная опасность состоит в маргинализации ВИЧ-инфицированных или больных СПИДом людей. Многие считают, что болезнь поражает исключительно или главным образом людей из «групп риска» – наркоманов, гомосексуалистов или «тружеников сферы секс-услуг». В действительности же это бывает лишь в самом начале, затем болезнь перекидывается на основное население.
Важно добиться всеобщей информированности о состоянии проблемы и взаимодействия в борьбе с нею властей, неправительственных организаций и широкой общественности. Наконец, необходимо обеспечить права человека, прежде всего право ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом на получение эффективной медицинской помощи.
═
– Какова роль ООН в борьбе с ВИЧ/СПИДом?
═
– Мы всячески способствуем информированию соответствующих правительств о серьезности угрозы и сообщаем об успешном опыте борьбы с нею. Немало примеров того, что к нам прислушиваются. Например, власти КНР долго принижали степень серьезности эпидемии в Китае, однако после наших – сначала генсека ООН Кофи Аннана, а затем и моей – встреч с лидерами КНР они как бы повернулись к проблеме лицом.
Я хотел бы отметить, что россияне способны в критический момент собраться духом и решительно выступить против того, что представляет собой угрозу ее национальному выживанию. Таков один из уроков Второй мировой войны. Думаю, что сейчас наступил момент, когда россиянам надо проявить это качество.
═
– Если говорить о других аспектах деятельности Программы развития ООН, то, пожалуй, наиболее злободневный характер имеет вопрос о помощи Ираку. Насколько готова ООН принять участие в восстановлении этой страны?
═
– ООН определенно готова помогать, но пока этому мешает кризис безопасности в этой стране. В беседе со мной в пользу активной роли ООН в Ираке высказался глава российской дипломатии Игорь Иванов. В Ираке недавно побывали представители ООН, и они должны представить доклад о возможности возвращения персонала ООН в Ирак. Мы определенно окажем содействие иракцам в проведении выборов после того, как они договорятся о формуле выборов и установят их сроки и процедуру.