0
996
Газета В мире Интернет-версия

17.02.2004 00:00:00

Новые правила глобальной конкуренции

Владислав Иноземцев

Об авторе: Владислав Леонидович Иноземцев - доктор экономических наук, научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества.

Тэги: конкуренция, исследования, технологии


Сегодня мало кто сомневается, что в основных центрах мировой экономики наметился рост. При этом, однако, никто не испытывает безудержного оптимизма, подобного тому, что характеризовал поведение крупных компаний и банков в 1999–2000 гг. На наш взгляд, это объясняется существенно изменившимися условиями и правилами глобальной конкуренции, а точнее – их более глубоким осознанием.

Известно, что масштабный подъем конца 90-х годов был вызван бумом в инвестиционном секторе. В 1997–2000 гг. капиталовложения в разработку новых технологий выросли в США в 2,1 раза, в Европе – почти на 60%. Основное внимание уделялось производству нового продукта, в то время как эффективность самого этого производства могла до поры до времени не приниматься во внимание. "Подушкой безопасности" оставалась растущая стоимость технологических корпораций, способных компенсировать практически любые убытки и "дофинансировать" любую рисковую инвестицию путем продажи всего лишь нескольких процентов своих акций. В начале 2000 г. при годовом объеме продаж в 19,7 млрд. долл. Microsoft обладал рыночной капитализацией в 586,2 млрд. долл., а соответствующие цифры для Nokia составляли 13,7 и 208,0 млрд. долл., для Oracle – 8,8 и 151,9 млрд. долл., а для Vodafone – 5,5 и 150,0 млрд. долл. Сегодня положение радикально изменилось. Капитализация ведущих технологических компаний упала в 5–15 раз, а объемы продаж, равно как и затраты на технологические инновации, выросли. Поэтому крупным корпорациям приходится теперь в большей мере ориентироваться на достижение эффективности, чем прежде.

Что в этом плохого? Разумеется, ничего. Проблема, однако, заключается в том, что в 1997–1999 гг. почти 75% продаж высокотехнологичной продукции большинства западных фирм приходилось на США, Европу и другие развитые страны. Сегодня же, как известно, наиболее быстрорастущими рынками для компьютеров, средств мобильной связи и многих других товаров оказались страны Азии и другие индустриализирующиеся государства. Продвижение на эти рынки возможно лишь при резком снижении издержек. Конечно, это может достигаться перенесением ряда сборочных производств в эти же страны, но технологические разработки по-прежнему концентрируются в США и ЕС. Между тем в планах крупных компаний никогда не было дорого изобретать и дешево продавать. Теперь же это становится повседневной практикой.

Более того. Сдвиг спроса в развивающиеся страны сделал более актуальной и проблему несанкционированного использования технологий, попросту говоря – пиратства. Не менее 80% всего используемого ныне в странах Юго-Восточной Азии программного обеспечения скопировано нелегально, а ежегодные потери американских производителей интеллектуальной собственности оцениваются в 30–35 млрд. долл. Попытки той же Microsoft принять дополнительные меры защиты информации и, в частности, усилить мониторинг за использованием пиратских программ вызвали ответный удар в виде вирусных атак на главные серверы самой компании.

Таким образом, наметился сдвиг либо к быстрому снижению стоимости производимых высокотехнологичных товаров, либо к их несанкционированному использованию. Даже в большей мере, чем в информационной индустрии, это заметно в сфере здравоохранения. К концу 2005 г. сроки патентной защиты закончатся у 53 из 100 наиболее широко применяемых в мире лекарств. Разработка каждого препарата, запатентованного в 90-е годы, обошлась компаниям в среднем в 800 млн. долл., а за первое десятилетие продаж затраты окупились лишь в 4% случаев. Все это, повторим еще раз, происходит в условиях особенно пристального внимания инвесторов к реальным показателям деятельности крупных компаний и ограничения возможностей извлечения дополнительных средств на рынке IPO.

В этой ситуации конкурентные преимущества высокотехнологичных компаний, казавшиеся неоспоримыми, исчезают на глазах, обнажая тенденции, о которых еще вчера не могло быть и речи. Так, вот уже третий год практически не растет объем американского экспорта в Китай, тогда как объем экспорта из зоны евро увеличился на 64% только в 2000–2003 гг. и в настоящее время превосходит американский показатель более чем вдвое, составив 41 млрд. долл. только за январь–октябрь прошлого года. Успехи некоторых европейских фирм способны оставить глубокое впечатление даже у скептиков: только в прошлом году объем контрактов, заключенных в Китае Airbus Industrie, увеличился на 45%; продажи продукции l'Oreal выросли в Китае на 69%, а в Индии – на 54%. Начиная с 2002 г. европейский экспорт в Азию растет быстрее китайских поставок в страны ЕС. Американцам же остается лишь сообщать о том, что дефицит их торгового баланса в январе чуть было не дотянул до рекорда, а это означает, что прошлогоднее 20-процентное падение доллара для американских экспортеров – что мертвому припарка.

События последнего времени свидетельствуют о том, что и в "информационную" эпоху обладание информацией не обеспечивает неоспоримых конкурентных преимуществ. Гораздо большее значение имеют знания, материализующиеся в том или ином продукте и делающие его воспроизводимым, но не тиражируемым. А массовое производство "информационных" технологий оказывается на поверку ничуть не более конкурентным, чем массовое изготовление кроссовок и транзисторов, с той только разницей, что последнее не требует больших исходных вложений да и не боится масштабных проявлений пиратства. В 90-е годы сектор высоких технологий существовал в своего рода тепличных условиях, которые остались в прошлом. Долгосрочная же его перспектива зависит от того, как соответствующие производства приспособятся к новым правилам глобальной конкуренции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
340
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
344
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
279
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
182

Другие новости