Буш решил вступиться за своих союзников, в том числе Мушаррафа, и резко ограничить возможности неядерных стран.
Фото Reuters
Выступая в Национальном университете обороны в Вашингтоне, президент США Джордж Буш потребовал ужесточить международный контроль над распространением ядерных технологий. Он предложил коренным образом пересмотреть правила передачи этих технологий, которые действовали в течение трех десятков лет. Речь идет, в частности, об отмене тех положений Договора о нераспространении 1970 года, которые позволяют государствам развивать мирную ядерную энергетику в обмен на обещание, подтвержденное инспекциями, не создавать бомбу.
По словам Буша, это положение представляет собой «лазейку», которую использовала, в частности, Северная Корея. А посему нужно установить такой порядок, при котором ядерное топливо будет поставляться только тем странам, которые откажутся от обогащения и переработки ядерных материалов.
«Этот шаг не даст новым государствам возможности развить средства, необходимые для производства расщепляющихся материалов для ядерных бомб. Распространителям нельзя позволить цинично манипулировать Договором о нераспространении», – заявил президент.
По существу, Буш, если перефразировать Хемингуэя, предлагает возвести барьер между теми, кто имеет, и теми, кто не имеет. Согласно его плану, ни одному государству, которое сейчас не в состоянии обогащать и перерабатывать уран, не должно быть позволено приобретать оборудование или ноу-хау для развития ядерной энергетики. Но если все же эти страны испытывают нужду в атомной энергии, то им полагается «компенсация» в виде поставок ядерного топлива по разумным ценам. В то же время государствам, которые уже обладают АЭС и другими ядерными объектами, будет разрешено сохранить контроль над своими топливными циклами.
Еще одна новация – позаботиться о предоставлении альтернативных рабочих мест ученым-ядерщикам из таких стран, как Ирак и Ливия. Такая программа – на основе так называемого закона Нанна-Лугара уже действует в отношении России и бывших советских республик. Буш намерен распространить ее и на специалистов, живущих за пределами территории бывшего СССР.
Хотя план Буша нацелен на то, чтобы помешать нарушителям международных соглашений создавать ядерное оружие под видом мирных энергетических проектов, в дипломатических кругах он встречен с большой долей скептицизма, утверждает «Вашингтон пост». Дело в том, что новые правила не требуют существенных жертв от США и их союзников, зато возможности неядерных стран резко ограничивают.
Москве есть над чем призадуматься. Например, Россия поставляет ядерное топливо Индии. Но Индия не только самостоятельно перерабатывает ядерное топливо, она обладает ядерным оружием, хотя Договор о нераспространении не подписала. Значит, если идеи президента США будут реализованы, то сотрудничество в области мирного атома с Индией, не говоря уже об Иране, России придется свернуть.
Белый дом выдвинул свои предложения в тот момент, когда еще не утих скандал в Пакистане, связанный с передачей его ядерных секретов странам, которые США отнесли к «оси зла». Пакистанские официальные лица признали, что ядерные сведения и материалы действительно им поставлялись.
К разоблачению Абдул Кадир Хана приложило руку ЦРУ. Его агенты засекли, как части центрифуги, необходимой для производства бомбы и изготовленной при содействии пакистанцев, были погружены на судно в Малайзии. Эту акцию республиканская администрация подает как подтверждение того, что она на деле борется с опасностью, угрожающей всему человечеству. И выдвижение новых инициатив позволяет ей зарабатывать новые очки в глазах избирателей.
Весьма вероятно, что сценарий публичного раскаяния Хана был срежиссирован пакистанским руководством с согласия США. Ведь ученый всю вину взял на себя. Именно такая версия нужна американцам, поскольку президент Мушарраф остается их ключевым союзником в войне против остатков «Талибана» и «Аль-Каиды».
Не исключено, что, позволив пакистанским генералам соскользнуть с крючка, США настояли на том, чтобы их допустили к наблюдению за пакистанскими ядерными средствами.
Поскольку Хан признал, что продавал свои знания, в частности Пхеньяну, то возникает вопрос, как это отразится на переговорах с КНДР, которые в феврале должны состояться в формате шестерки – с участием США, Китая, России, Южной Кореи и Японии. Северная Корея категорически опровергла сообщение, что приобретала ядерные технологии у Пакистана. Отсюда ясно, что как бы ни пошло обсуждение плана Буша, урегулированию разногласий с такими странами, как КНДР или Иран, он вряд ли поможет.