Сегодня – Москва, днем раньше – Калининград. Таков маршрут российского визита федерального министра иностранных дел Йошки Фишера, являющегося одновременно вице-канцлером коалиционного правительства Герхарда Шрёдера. Фишер будет принят в Кремле президентом Владимиром Путиным. А глава МИД Игорь Иванов, видевшийся со своим немецким коллегой в декабре в Берлине, продолжит с ним обмен мнениями о взаимодействии двух стран на международной арене и по актуальным вопросам двусторонних отношений.
Отдельно от канцлера Фишер в качестве министра иностранных дел побывал последний раз в Москве три года назад. Перерыв значительный. И на фоне высокого уровня отношений РФ–ФРГ не всегда понятный.
Быть может, это связано с «разделением труда», при котором отношения с Москвой являются приоритетом Герхарда Шрёдера – друга и коллеги Путина. В то же время многие выступления и поездки Фишера оставляют впечатление, что его скорее притягивают проблемы Евросоюза, Ближнего Востока, трансатлантических отношений. Об этом говорит и его выступление в минувшую субботу на международной конференции в Мюнхене, где он выдвинул «средиземноморскую инициативу», имеющую в виду объединение усилий США, Евросоюза, НАТО ради решения проблем Ближнего и Среднего Востока, но, похоже, не оставляющую места России. Некоторые немецкие обозреватели усматривают в этой речи влияние новой «трансатлантической тенденции» оттеснения Москвы на периферию большой политики.
Некоторые раздражители между Москвой и Берлином, конечно, существуют. Но не столько в международной, сколько в двусторонней сфере. Немецкая сторона то и дело претендует на коллекции и предметы оказавшегося у нас в результате войны перемещенного искусства. Москву прежде всего не устраивает немецкая критика действий федералов в Чечне, требования умиротворения путем переговоров с масхадовцами, выдвигаемые в том числе деятелями правящих партий. Вызывающим для восприятия Москвы было недавнее пребывание в Берлине Ахмеда Закаева. Причем главным устроителем и попечителем «визита» явился депутат бундестага от СДПГ Маркус Меккель.
Не исключено, что и германский МИД, если воспользоваться выражением немцев, «варит свой супчик» на чеченском огне. Иначе с чего бы это Меккель, согласно источникам «НГ», был приглашен сопровождать Фишера в калининградской части визита, но, словно в просчитанной комбинации, не взят в Москву, переживающую трагедию варварского теракта в метро.
Не далее как 29 января журнал «Штерн» опубликовал факты, установленные служебным расследованием «Восток», проведенным Федеральным криминальным ведомством. Оказывается, «предполагаемые чеченские террористы проникали в Германию» сотнями, получая въездные визы в некие изготовленные в федеральной типографии «охранные паспорта путешественника». Более того, среди путешественников были «активные участники подготовки и осуществления захвата заложников в московском музыкальном театре». В документе упомянуты братья Арби и Руслан Д. из Грозного, которые, находясь летом 2002 года в Дрездене, «много раз звонили в Москву, в том числе на конспиративные квартиры, использовавшиеся будущими участниками захвата заложников».
В программе московского пребывания г-на Фишера предусмотрена встреча с депутатами Госдумы. Это очень подходящий круг, чтобы расспросить его по поводу столь невероятных вещей.
В остальном российско-германские отношения уже не первый год отличает собственная динамика. Товарооборот вновь достиг в минувшем году рекордной планки 25 млрд. долларов. Готовятся новые проекты в сфере экономического и финансового сотрудничества. 3 февраля начались полеты военно-транспортной авиации ФРГ через воздушное пространство России для доставки всего необходимого миротворческому контингенту бундесвера в Афганистане. Введены некоторые облегчения для поездок и общения ряда категорий граждан обеих стран.