Исламская революция в Иране, которая прошла периоды взлетов и падений, насчитывает уже четверть века. В эти же дни 25 лет назад народ под руководством Имама Хомейни поднялся на восстание против шахского режима во имя сохранения своей национальной идентичности, во имя высоких ценностей и идеалов и сверг династию Пехлеви.
Исламская революция в Иране имеет несколько важных особенностей: стремление к независимости, свободолюбие и республиканское правление.
В XIX–XX веках некоторые европейские страны, а затем, во второй половине XX века, и Америка, пытаясь расширить собственные границы, взяли под контроль многие страны Африки, Азии и даже Европы. Хотя Иран официально никогда не являлся колонией, соперничество европейских стран распространилось на различные сферы в нашей стране. А в результате американского переворота 1953 года национальное правительство в Иране было свергнуто, и при политической поддержке США шах вернулся на родину. С того момента Америка стала самым непосредственным образом вмешиваться в различные сферы жизни нашей страны – от определения состава правительства до военной и оборонительной политики. Принятие тогдашним меджлисом закона о капитуляции ярко продемонстрировало степень вмешательства, с одной стороны, и отсутствие адекватного противодействия – с другой.
В области экономики, несмотря на господство США, в нашей стране не развивалась промышленность и технологии, а нефть превратилась в главный продукт экономики. Иран продолжал оставаться в числе неразвитых государств.
С другой стороны, с учетом того, что мир был поделен на блоки, могли победить лишь те революционные движения, которые укладывались в рамки восточного или западного блока. И в этой ситуации произошла широчайшая исламская революция – причем без поддержки иностранных сил, против самой могущественной державы мира, а главным лозунгом этой революции явилась независимость – политическая, идеологическая и экономическая, культурная и даже военная.
Шах правил при помощи репрессий, причем в числе первых таких шагов стал расстрел студентов Тегеранского университета, совпавший с приездом Никсона в Тегеран. С того момента аресты и пытки исламских предводителей, ученых, студентов и духовенства стали повседневной практикой работы созданной шахом охранки – организации САВАК. Не случайно, что вторым главным лозунгом революционеров наряду с независимостью стали свобода личности и общественная свобода.
Третий лозунг – исламская республика. Причина этого заключается в том, что в течение 2500 лет в нашей стране была власть шахиншахов, при которой не было места для волеизъявления народа. И только после введения около ста лет назад Конституции был создан меджлис – собрание национального совета, да и тот спустя краткое время превратился в орган, действующий по указке монарха. Так, например, в период правления Реза-шаха после голосования за аятоллу Модарреса, который являлся кандидатом в депутаты меджлиса, было объявлено, что он не получил ни одного голоса. Тогда он заявил: «Возможно, никто не голосовал за меня, но я сам за себя отдал голос. Отчего же этот один-единственный голос не посчитали?»
Поэтому еще одним центральным лозунгом революционеров стало провозглашение республиканского строя, то есть такого строя, при котором голос народа определяет способ государственного правления. При этом, конечно, особое внимание было уделено исламской религии. Ислам является религией большинства народа страны, а исламская вера заключает в себе такие глубокие понятия и убеждения, которые позволяют жить по справедливости, вести диалог и мирно сосуществовать с приверженцами других убеждений и верований.
Итак, сначала шах бежал из страны, а затем и другие проамериканские деятели, и даже американские дипломаты, которые были обвинены во вмешательстве в дела Ирана.
Прошло совсем немного времени, и режим Саддама Хусейна совершил агрессию против иранской революции. Саддам думал, что теперь, когда шах бежал, а армия находится в состоянии распада и военная техника в нерабочем состоянии, можно спокойно захватить нефтеносные районы соседа. Кроме того, он хотел задушить идеи, провозглашавшие независимость, свободу и исламскую республику, которые могли проникнуть в соседние страны. Несмотря на то что в течение 8 лет Саддам вел войну против нас, применяя все виды своего и иностранного оружия, в том числе и полученное в дар от Запада оружие массового уничтожения, он едва унес свои ноги и уже у себя дома продолжил угнетать собственный народ.
Встречи с Саддамом нынешнего американского министра обороны Рамсфелда в разгар войны являются явным свидетельством сотрудничества Америки с Саддамом против Исламской Республики Иран. Особо надо упомянуть американский налет на нефтяные платформы Ирана, а также иранский пассажирский самолет, на борту которого было свыше 300 невинных людей, которые были отправлены американцами в морскую пучину.
Иран выступает против одностороннего подхода в международных делах при одновременном укреплении дипломатических отношений с другими странами. Выдвинутая нашим президентом в ООН идея диалога цивилизаций в противовес теории столкновения цивилизаций явилась важнейшим приоритетом современности, поэтому была с одобрением воспринята всем миром.
Иран выступает за то, чтобы формулировка понятия международного терроризма была выработана компетентными международными органами, поскольку сам Иран понес огромный ущерб от террористов, которые сегодня находятся в Ираке и некоторых западных странах. Причем эта формулировка должна быть выработана таким образом, чтобы никто не мог в одностороннем порядке в корыстных целях злоупотреблять ею и под лозунгом борьбы с терроризмом подавлять свободолюбивые движения в оккупированных странах.
Оборонительная доктрина Ирана не предусматривает применения оружия массового уничтожения, и в целом Иран считает такие действия противоречащими нормам религии и гуманности. Тегеран присоединился к международным договорам о запрещении химического, биологического и атомного оружия, и выступает за создание на Ближнем и Среднем Востоке зоны, свободной от ОМУ. Внешняя политика Ирана была и остается миролюбивой.