– Господин Меккель, зачем вы пригласили Закаева в Берлин? Какова цель его визита?
– Пригласить Закаева было действительно моей инициативой совместно с моим коллегой депутатом Вайскирхеном. Мы вышли с этой инициативой в бундестаге, и вот – он здесь. Мы обратились с просьбой ко всем фракциям провести с Закаевым переговоры. Наша задача состоит в том, чтобы не только говорить о перспективах мирного урегулирования в Чечне, но и принять в этом направлении конкретные шаги.
Мы считаем, что президент Владимир Путин и его правительство проводят в отношении Чечни неправильную политику. Мы не принимаем прошедшие в Чечне президентские выборы, считаем их манипуляцией. Мы не думаем, что Ахмад Кадыров – это тот человек, который способен принести Чечне мирное урегулирование. Поэтому мы считаем чрезвычайно важным вовлекать в переговоры по Чечне людей из окружения президента Масхадова. Поиск мирного урегулирования предполагает не простое применение силы, а поиск новаторских неординарных идей и диалог в духе партнерства со всеми заинтересованными сторонами.
По моему мнению, Закаев должен встречаться не только с немецкими политиками, но и ездить по всей Европе и вести переговоры с политиками многих стран – членов Евросоюза. В свою очередь, эти политики должны обращаться к России и как-то воздействовать на ее руководство. Я абсолютно убежден, что в интересах России разрешить чеченскую проблему политическим, а не насильственным путем.
– Планировалось ли выступление Закаева в бундестаге?
– Нет, не планировалось. Закаев провел переговоры с различными парламентариями, представляющими все фракции германского парламента.
– Кто оплачивает этот визит?
– Мы нашли спонсоров, которые согласись оплатить приезд господина Закаева в Берлин.
– Могут ли Закаева арестовать в ФРГ?
– Нет, это абсолютно невозможно. Согласно решению лондонского суда Закаев объявлен свободным человеком, который может беспрепятственно путешествовать по всему Европейскому союзу. Британский суд отверг все выдвигавшиеся против Закаева российской стороной обвинения.
– Российские власти по-прежнему считают Закаева террористом...
– Вот именно! И мы считаем, что Россия должна от этого отказаться. Мы доверяем британской правовой системе и считаем, что мнение суда было действительно независимым и справедливым.
Во-вторых, мы считаем крайне важным отличать террористов и экстремистов, которые, безусловно, есть в Чечне, от политиков, от тех, кто может быть партнером на мирных переговорах. Ахмад Кадыров однозначно таким партнером быть не может. Для поиска политического решения нам нужны политики, которые реально представляют чеченский народ и его интересы. Одним из таких представителей, по нашему мнению, и является Ахмед Закаев.
– Как соотносится приглашение вашей фракцией Ахмеда Закаева и дружба между канцлером Шрёдером и президентом Путиным?
– Да, я действительно представляю правительственную фракцию и знаю о хороших личных отношениях Шрёдера с Путиным. Но я не вижу между этими фактами никакой связи.
– Известно ли вам об отношении вашего правительства к вашей инициативе?
– Нет, пока никакой реакции со стороны правительства не было. Правительство Германии не имеет к визиту Закаева никакого отношения. Оно его не приглашало, и его представители с ним не встречаются. Со своей стороны, парламент имеет право приглашать и вести переговоры с любыми людьми, которые не считаются в ЕС преступниками. Однако, несмотря на это, мы непременно будем говорить с правительством о результатах визита Закаева. Мы должны говорить о чеченском конфликте со своим правительством и с правительством России. И мы будем говорить.