Ирландия приступила к выполнению своих обязанностей в качестве председателя Европейского союза в текущем полугодии. Вчера в Брюсселе впервые в новом году собрались министры иностранных дел 15 действительных и 10 будущих членов сообщества. Главная проблема неформального заседания – как преодолеть кризис вокруг проекта Конституции ЕС, принятие которого было заблокировано в декабре Испанией и Польшей? Деваться вроде бы некуда. Ведь 1 мая – день официального расширения союза – не за горами. Условий же принятия решений и управления европространством 25 государств по-прежнему нет. А без них разбухший Евросоюз грозит оказаться недееспособным.
С начала января премьер-министр Берти Ахерн и министр иностранных дел Брайан Коуэн провели множество бесед. Некоторый оптимизм ирландцам внушила Ана Паласио, возглавляющая испанское дипведомство. Посетив накануне брюссельских консультаций Дублин, она сделала там заявления, которые были расценены как намек на готовность к компромиссу. Похожие сигналы отмечены и в Варшаве.
Формально Мадрид и Варшава не приемлют Конституцию из-за того, что по сравнению с положениями «Договора Ниццы», принятого в 2000 году, она ухудшает их возможности влиять на принятие решений. Заодно снижается политический статус Испании и Польши в сообществе, где они хотели бы быть почти на уровне «главных» держав. Амбиции, конечно, имеют место. Побывав в Варшаве с прощальным визитом, уходящий вскоре со своего поста премьер-министр Испании Хосе Мария Аснар ратовал там за «стратегическое партнерство Испании и Польши на международной арене и прежде всего в ЕС». Учитывая соотношение сил в сообществе, игра рискованная, «ось Мадрид–Варшава» можно и перегнуть, о чем возмутителей евросогласия предупреждают в Париже и Берлине.
Там открыто ведут речи о том, что в случае непринятия Конституции ЕС до истечения ирландского председательства в сообществе выделится группа стран, которая под франко-германским руководством «пойдет своим путем». И возникнет так называемая «Европа двух скоростей». Но еще действеннее может оказаться финансовая дубинка. Тем паче что подлинной подоплекой сопротивления испанцев и поляков весьма вероятно являются финансовые претензии.
Мадрид опасается, что после расширения ЕС ему существенно сократят ежегодную дотацию из Брюсселя в сумме 8,8 млрд. евро. Варшава хотела бы иметь не меньше. Однако ее претензиям противостоят планы финансирования ЕС с 2007 года. Шестерка стран-доноров во главе с ФРГ, наполняющих кассу ЕС, упорно отказывается увеличивать эти взносы сверх нынешнего 1% ВВП. Она предлагает субсидировать новичков лишь за счет сокращения денежных пособий «старым нуждающимся». Такая перспектива не устраивает ни тех, ни других.
Очевидно, что за кулисами ирландского председательства разворачиваются поиски некоего финансового компромисса, который и станет предпосылкой принятия многострадальной Конституции. Но пока позиции настолько разнятся, что никто не решается прогнозировать ее судьбу.
Впрочем, ирландскому председательству приходится сталкиваться не только с конституционной проблемой. Слишком много в ЕС стало разделительных линий. Ряд стран не соблюдают договорные положения «Пакта стабильности». Другие ориентируются во внешней и оборонной политике не столько на решения ЕС, сколько на США. Есть попытки реанимировать франко-германо-британскую «директорию». Это настолько обеспокоило главу МИД Италии Франко Фраттини, что он заговорил о возможности подрыва единства ЕС. В этой связи Рим заранее полемизирует против намеченного на 18 февраля тройственного саммита в Берлине. А в Брюсселе споры вызвал даже такой вопрос, как повышать или не повышать жалованье депутатам Европарламента.