Бывший руководитель группы американских экспертов, искавших в Ираке ОМУ, усомнился в «способности спецслужб собирать достоверную и ценную информацию».
Фото Reuters
Дэвид Кей, ушедший в конце прошлой недели в отставку с поста руководителя группы американских экспертов, искавших оружие массового уничтожения в Ираке, решил вступиться за президента Джорджа Буша. Кей, поставивший ранее под сомнение сам факт существования ОМУ у саддамовского режима после 1991 года, выступил с резкой критикой в адрес спецслужб. В интервью Национальному общественному радио в воскресенье вечером Кей заявил, что Буш не должен извиняться за дезинформацию об ОМУ. «Виноваты разведслужбы, которые ввели главу государства в заблуждение», – сказал отставник. Кей и вовсе усомнился в «способности спецслужб собирать достоверную и ценную информацию».
Получилось, что Кей, по сути, оправдал Буша после ряда собственных же высказываний, «замаравших честь президента». По горячим следам своей отставки он поведал журналистам, что после первой войны в Персидском заливе в Ираке скорее всего не существовала программа массированного производства ОМУ. Эксперт исключил возможность уничтожения Саддамом складов с химическим и биологическим оружием. Поскольку, по словам Кея, их просто не было. Что же касается ядерной программы, то она находилась в зачаточном состоянии. Кроме того, Кей сказал, что с самого начала поставил условием, что его люди будут заниматься только поиском ОМУ. Однако аналитиков все больше стали привлекать к борьбе против боевиков иракского сопротивления.
Еще более скандальной отставку руководителя инспекторов сделала неуверенность, продемонстрированная госсекретарем Колином Пауэллом. Находясь в субботу в Тбилиси, госсекретарь не исключил, что на момент начала войны у Саддама не было запрещенного оружия. Пауэлл задался вопросом, сколько же у иракского режима было ОМУ: «100 тонн, 500 тонн или 0 тонн?» Очевидно, что сегодня в Москве, где состоялись переговоры Пауэлла с Игорем Ивановым и Владимиром Путиным, госсекретаря попросили пояснить, что он имел в виду. Ведь перед войной глава дипведомства США четко изложил в СБ ООН доказательства того, что иракское ОМУ несет угрозу.
Примечательно, что госсекретарь поделился своими сомнениями сразу после того, как Белый дом отреагировал на отставку Кея заявлением о том, что ОМУ все-таки было.
Подобный разнобой не может не мешать Бушу на иракском направлении его предвыборной кампании. Видимо, Кею указали на то, что он слишком далеко зашел в своих высказываниях. И в итоге ветеран иракского разоружения решил защитить президента. Однако как быть с тем, что в минувший вторник в своем обращении к народу Буш сослался как раз на доклад отставника в подтверждение того, что оружейные программы Саддама представляли угрозу? Надо понимать, его исказили спецслужбы.
Но если Буша оправдал в итоге сам «искатель ОМУ», то для британского премьера Тони Блэра иракский сюжет еще более усложняется.
Нынешняя неделя, как считают аналитики, может стать решающей для политической карьеры Блэра прежде всего из-за долгожданного доклада судьи лорда Хаттона. Блэр не исключал, что может подать в отставку, если суд докажет, что он обманул британцев, преувеличив угрозу, исходившую от Саддама Хусейна, и искажал события, которые привели к самоубийству британского военного эксперта Дэвида Келли в июле прошлого года. Блэр не может быть спокоен: пресса как нельзя некстати тиражирует откровения отставного американского эксперта накануне завтрашнего опубликования выводов Хаттона.