Путин и Пауэлл решили вновь присмотреться друг к другу.
Фото Reuters
Вопреки той повестке, которую рисовали накануне российско-американских переговоров представители МИД РФ, госсекретарь США Колин Пауэлл сделал вчера главный упор на выяснении вопроса: куда идет путинская Россия. Ответ Пауэлл попытался получить непосредственно у президента РФ, с которым он провел «откровенную и честную» дискуссию о состоянии демократии в России.
Встрече с президентом предшествовали продолжительные переговоры с главой МИД РФ Игорем Ивановым. В целом, как заявляют дипломаты с обеих сторон, визит Пауэлла должен «прояснить отношения» между Москвой и Вашингтоном, выявить, насколько устойчиво их стратегическое партнерство. И хотя вчера с обеих сторон не раз звучали успокаивающие фразы, тем не менее Пауэлл в первый день визита вновь подтвердил уже сформулированное мнение своей администрации: характер дальнейшего диалога и сотрудничества будет напрямую зависеть от состояния демократии в России.
В свою очередь, Владимир Путин в начале встречи с гостем подчеркнул, что «фундаментальные основы российско-американских отношений настолько крепки... что, несмотря на какие-то тактические расхождения, связанные с выстраиванием наших международных отношений и отстаиванием наших национальных интересов, эта база позволяет преодолевать наши текущие разногласия». Политика России в отношении США, пообещал Путин, «будет стабильной и предсказуемой». Пауэлл подхватил такую тональность: «В тех областях, где у нас есть разногласия, эта самая крепость наших отношений помогает обсуждать спорные вопросы откровенно и честно».
Таким образом, оба собеседника, по сути, дали понять, что именно «текущие разногласия» и «спорные вопросы» оказались сейчас в центре российско-американского диалога. В российском МИДе назвали целью визита всестороннюю «инвентаризацию» хода реализации договоренностей, достигнутых на последнем саммите в Кэмп-Дэвиде.
«Инвентаризацию» Иванов и Пауэлл начали еще накануне, в Тбилиси, где присутствовали на инаугурации президента Грузии Михаила Саакашвили и поочередно встречались с ним. Саакашвили дал понять, что смена режима в Тбилиси являет собой пример того, что должно происходить и в других странах СНГ – там, где процветают коррупция и авторитаризм. Одновременно стало ясно, что помощь США Грузии удваивается. В связи с чем источник в МИД РФ в беседе с «НГ» выразил опасение, что военное присутствие США в этой стране «увековечится».
Пауэлл поспешил с опровержением и назвал в эфире Первого канала предположения о стремлении США создать постоянные базы в Грузии, некорректными. В то же время госсекретарь прямо поставил перед московскими партнерами вопрос о дальнейшем пребывании российских баз на территории Грузии, напомнив об обязательствах по Стамбульским соглашениям 1999 года. Как он заявил грузинской телекомпании «Рустави-2», США даже готовы предоставить определенную сумму для вывода этих баз, однако дал понять, что называвшаяся в последнее время российской стороной цифра в 500 млн. долл. является «несерьезной».
В целом же, считает Пауэлл, «Грузия не должна становиться ареной конкуренции между США и Россией». В то же время он не уточнил, намерен ли Вашингтон и впредь «солировать» на грузинском направлении или это все-таки будет скоординированная с российской стороной политика. Между тем, как объявлено в Тбилиси, Михаил Саакашвили совершит первые свои визиты сначала в Москву, а затем в Вашингтон (Пауэлл привез ему личное приглашение от Буша).
Москва жестко заявила, что не приемлет заявление Пауэлла о том, что затяжка с выводом российских баз из Грузии нарушает Стамбульские договоренности, а следовательно, делает невозможным ратификацию США Договора об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ). Источник в МИД РФ высказался по этому поводу так: «То, что относилось собственно к сфере действия ДОВСЕ, мы выполнили. Остался только вопрос по базам. Для решения его надо найти какое-то прагматическое решение, чтобы учитывались наши возможности по устройству выводимых военнослужащих».
Москва, в свою очередь, сильно озабочена вопросом о целях пролонгации американского военного присутствия в Грузии. В российских коридорах власти подозревают американцев в том, что их попытки закрепить свое военное присутствие по российской периферии имеют скрытую повестку, выходящую за рамки «борьбы с терроризмом». Когда пару лет назад близ российских границ со стороны Грузии начали летать самолеты-разведчики, Вашингтон заверял, что таким образом «отслеживается след чеченских террористов». Москва громко высказала свое недовольство, после чего полеты прекратилась.
Так или иначе, создалось впечатление, что как бы ни хотели Москва и Вашингтон (по предвыборным и прочим соображениям) камуфлировать свои разногласия, они все же оказались весьма существенны. Иначе Пауэлл не заявил бы открытым текстом, что «некоторые события последних месяцев в области российской внутренней и внешней политики» вызывают у Вашингтона недоумение, а мнения российской и американской сторон расходятся «по многим вопросам».
Озвученные сторонами слова по итогам вчерашних переговоров как между главами МИДов, так и между Пауэллом и Путиным, показали, что никто из сторон не хочет «давать слабину» в разгар предвыборной кампании в обеих странах. Как по Грузии, так и по другим острым темам (Ирак, Иран, Северная Корея, инициатива США по перехвату судов «нестабильных режимов» с подозрительными грузами на борту и т.д.), стороны настроены максимально показывать, что не уступили друг другу лишнего, не потеряли лица. Особенно сложно придется президенту Джорджу Бушу: ему придется доказывать домашним критикам (оппонентам из Демпартии и неоконсерваторам в своем стане), что Путин, которому он доверяет, не взял курс на блокирование американских интересов в различных регионах мира.