От выступления президента США Джорджа Буша в штаб-квартире НАСА ждали прямо-таки революции. И она произошла - во всяком случае, была анонсирована. Ее же практическая реализация зависит не только от политической воли Буша, но и от настроений нескольких его преемников на посту президента единственной оставшейся в мире сверхдержавы.
В среду Буш огласил основные положения новой американской космической политики на ближайшие десятилетия. Во-первых, к 2010 году США закончат сборку Международной космической станции, выполнив тем самым свои обязательства перед международными партнерами. После чего исследования на борту американского сегмента МКС будут посвящены преимущественно прикладным вопросам - влиянию на астронавтов условий длительного космического полета. До окончания сборки станции три оставшихся шаттла будут использоваться практически только в связке с МКС, а по ее завершении корабли будут списаны и летать больше не будут.
Во-вторых, НАСА предписано разработать CEV, пилотируемый корабль-исследователь, более напоминающий романтические капсулы "Аполлона", чем "Шаттл", который задумывался и строился как некий космический грузовик. Первый пилотируемый полет нового корабля ожидается не позднее 2014 года, при этом он будет рассчитан и на межпланетные экспедиции, и для доставки экипажей на МКС - до тех пор, пока у американцев будет здесь сохраняться хотя бы маргинальный интерес.
В-третьих, между 2015 и 2020 годом новый корабль доставит американских астронавтов на Луну, где будет создана постоянная станция, которая послужит затем базой для отправки первой экспедиции к Марсу. Основной пафос предложенной Бушем новой космической политики - упор на пилотируемое освоение космоса и выход за пределы околоземной орбиты. Якобы на одной из первых своих встреч президент Буш и сравнительно недавно пришедший руководить НАСА Шон О"Киф вместе задумались, почему американская космическая программа так привязана к окрестностям Земли.
В своем выступлении Буш - впервые со времен президента Кеннеди - представил космическую программу, имеющую четко обозначенные цели и в то же время направленную на решение чисто политических задач. В 1961 году Кеннеди призвал высадить до конца десятилетия американца на Луну - задача крайней важности, решение которой вернуло Америке позиции признанного лидера в глазах всего мира. В 2004-м Буш призвал в течение десяти лет вернуть американцев на Луну и вскоре после этого отправить астронавтов к Марсу.
Обозреватели сходятся на том, что Буш вступает таким образом в предвыборную гонку, стремясь за счет внушительных телодвижений обеспечить себе второй президентский срок. Времена, конечно, меняются - тогда "маленький шаг" по Луне Нейла Армстронга потребовал усилий всей нации (а бюджет НАСА был за два года учетверен), сегодня же аналитики спорят, компенсируют или нет инфляционные потери те добавки к космическому бюджету (около 200 млн. долларов в год в течение 5 лет - примерно 5% годового бюджета американского космического ведомства), о которых объявлено в речи Буша.
Изменились времена и для нас - тогда Кеннеди призывал забрать у Советского Союза лидерство в космосе, сегодня же использование наших "Союзов" и "Прогрессов" для снабжения МКС так или иначе подразумевается. Ведь американцы говорят о выводе шаттлов из эксплуатации к 2010 году, в то время как новый исследовательский корабль будет готов летать к космической станции только через несколько лет.
Справедливости ради следует сказать, что лет пятнадцать назад для высадки первого человека на Марс наша страна была, пожалуй, экипирована даже лучше, чем нынешние США. У нас была мощная ракета "Энергия", были довольно глубоко проработанные планы марсианской экспедиции, восходящие еще к королевскому "Тяжелому межпланетному кораблю" и программе "Аэлита". Но главное - не было на плечах бремени в виде недособранной международной космической станции, а "советский шаттл" в виде "Бурана" занимал все же куда менее значимую позицию в отечественной космической программе. За то, что не удалось сделать Советскому Союзу на излете своего существования, теперь берется Буш из довольно-таки сиюминутных соображений. Получится ли?
Реакция аэрокосмического сообщества на эффектный план Буша довольно скептична. Ведь циркулировавшие в прессе утечки сулили куда большую прибавку к бюджету НАСА. Вместо этого на нужды новой пилотируемой программы будет перенаправлено 11 млрд. из текущего бюджета НАСА, плюс к этому через пять лет обещано прибавить еще один миллиард. Общественность интересуется, какие научные и прикладные программы пойдут "под топор".
Буш уже объявил о создании в США Комиссии по реализации американской политики освоения космоса, которую возглавит бывший глава Министерства ВВС (в рамках Пентагона) Эдвард Олдридж. Эта комиссия через четыре месяца должна будет Бушу что-то доложить.