В Берлине впервые после новогодних каникул возобновились заседания правительства и бундестага. Кабинет вчера рассматривал проблемы семьи, а парламент - криминальной службы. Фактически же главное внимание привлекло принятое накануне решение Комиссии ЕС обратиться в высшую судебную инстанцию сообщества с жалобой на Совет министров финансов (СМФ).
Министр финансов ФРГ Ханс Айхель прочел в брюссельский адрес нечто вроде нотации: "С учетом надвигающихся на ЕС задач было бы полезней делать ставку на сотрудничество, а не на конфронтацию между органами Европейского союза". А французский премьер Жан-Пьер Раффарен выразил сомнение, что судебное решение будет в пользу Еврокомиссии.
Обращение Комиссии ЕС в Европейскую судебную палату в Люксембурге - шаг сенсационный уже потому, что предпринят впервые в истории ЕС. Он непосредственно затрагивает интересы "ядра" сообщества, к которому относят Германию и Францию. Политической бризантности ему добавляет и то, что новый спор разгорается в достаточно критической ситуации, переживаемой сейчас сообществом после неудачной декабрьской попытки утвердить проект Конституции ЕС.
Формальным предметом разногласий, побудивших Комиссию ЕС обратиться в Европейскую судебную палату, является индульгенция нарушителям обязательства не допускать бюджетного дефицита сверх 3% ВВП. Главными грешниками, как известно, стали Германия и Франция, вынужденные из-за экономических неурядиц набирать больше госзаймов, чем разрешено. По правилам ЕС за это им стали грозить многомиллиардные санкции. Но в конце ноября Берлин и Париж сумели добиться на заседании СМФ отклонения предложения Комиссии ЕС о начале процесса наложения штрафов. Дело ограничилось очередным увещеванием в адрес Франции и ФРГ. Комиссию такое послабление не устроило, и теперь история будет продолжена в суде.
Подспудно речь идет не только о конкретном нарушении положений "Пакта стабильности". Продолжается перетягивание "каната прерогатив" между органами принятия и подготовки решений (Совет глав государств и советы министров) и "правительством", то есть Комиссией ЕС. Против ноябрьского решения СМФ голосовали Нидерланды, Австрия, Финляндия и Испания. Их позиция отразила сохраняющиеся в глубинах сообщества опасения, что его ведущие державы могут не считаться с действующими обязательствами. В отличие от других. Ведь против Португалии, например, уже два года продолжается разбирательство, от которого избавлены Франция и Германия.
Ясно, что проблем у сообщества не уменьшается. По господствующему в ЕС мнению, предшествовавшее полугодовое "правление" Италии, на которое пришлось и решение СМФ, завершившееся провалом Евроконституции, было в основном неудачным. В столицах сообщества это во многом объясняют нередко скандальным поведением Сильвио Берлускони. Ныне его "европейский рейтинг" грозит опуститься еще ниже. Дело в том, что Конституционный суд Италии отменил закон о судебном иммунитете действующих государственных политиков. Так что премьеру грозят новые процессы.
С 1 января за сообщество "отвечает" Ирландия. На ее полугодие придется официальное вступление в ЕС еще десяти стран. Между тем важнейшие вопросы, призванные обеспечить нормальную жизнедеятельность союза, по-прежнему не решены. Конституция фактически "заморожена", перспективы ее окончательного согласования пока туманны. Все это говорит о том, что ирландскому премьер-министру Берти Ахерну, председательствующему в ЕС, предстоит весьма трудная деятельность.