Сидячая забастовка в ранском парламенте.
Фото Reuters
Наблюдатели вновь заговорили о том, что политическая система Ирана, отличающаяся двоевластием, близка к взрыву. Парламент, в котором большинство имеют либералы, а также президент-реформатор Мохаммад Хатами, правительство и региональные лидеры перешли в открытое противостояние с консервативной духовной властью во главе с аятоллой Хаменеи.
Причина кризиса - решение Совета стражей исламской революции запретить нескольким тысячам либералов баллотироваться на февральских выборах в парламент. Вчера 12 министров иранского правительства подали в отставку в знак протеста. Ранее президент Хатами заявил, что будет добиваться отмены этого запрета. "Я против подобных дисквалификаций. Одна политическая фракция не должна считать себя вправе получать больше, чем она заслуживает, и не должна уничтожать другую фракцию для того, чтобы выиграть выборы", - заявил Хатами.
По официальным данным, в регистрации отказано 2033 кандидатам из 8200. Это в 3 раза больше, чем на прошлых выборах. Однако, сообщает Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на иранских парламентариев, на самом деле отказов гораздо больше. При этом в наиболее либерально настроенном Тегеране отказы получили почти две трети претендентов. В частности, запрещено переизбираться 80 из 290 нынешних депутатов. Среди них - младший брат президента Мохаммад Реза Хатами и известный политик Бехзад Набави. Оба - вице-спикеры. Тем самым, как считает "Вашингтон пост", клерикалы "начали самое агрессивное за последние годы наступление на светскую власть с целью восстановить свое безусловное доминирование в политической системе страны".
Не допущенные к выборам депутаты в воскресенье покинули здание парламента в знак протеста, потом вернулись и начали "сидячую забастовку". Они заявили, что не покинут меджлис до того, пока решение Совета стражей не будет отменено. Позднее к ним присоединились несколько десятков "допущенных" депутатов.
Министерство внутренних дел объявило дисквалификацию незаконной и что оно не будет участвовать в ее реализации. Одновременно 27 региональных губернаторов Ирана заявили, что если решение не будет отменено в течение недели, они подадут в отставку.
До вчерашнего дня аятолла Хаменеи никак не прореагировал на призывы Хатами встретиться и начать переговоры. Усугубляет положение запутанность иранской политической системы. Наблюдатели отмечают, что слишком сложно понять, чей голос - президента или духовного лидера - в конечном счете главнее, когда речь идет о светском институте парламентских выборов. Хатами и Хаменеи уже встречались в начале января и обсуждали февральские выборы. Очевидно, что проблема предполагавшихся запретов там обсуждалась. Надо понимать, безрезультатно.
Теперь, отмечают аналитики, многое будет зависеть от реакции народа и международного фактора. Пока население сохраняет спокойствие. Как отмечает "Вашингтон пост", "народ разочарован половинчатыми реформами Хатами и потерял интерес к политике". Однако это не означает, что он и далее, по мере развития кризиса, будет бездействовать.
Мир не намерен хранить молчание. В ближайшее время стоит ожидать резких заявлений со стороны Соединенных Штатов. Находясь с визитом в Тегеране, Высокий представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана осудил решение Совета стражей и призвал иранское духовное руководство к проведению честных выборов. "Это очень важно для нас", - подчеркнул Солана. Вопрос обеспечения в Иране прав человека один из главных на переговорах.