Крах американской операции в Ираке будет сопровождаться углублением кризиса во всем регионе Ближнего и Среднего Востока.
Фото Reuters
Тьерри де Монбриаль, академик, директор Французского института международных отношений, советник президента Франции, Париж
═
Проблема международного терроризма по-прежнему будет доминировать в глобальной повестке. Важный вопрос состоит также в том, будут ли иметь место новые масштабные теракты, сопоставимые с событиями 11 сентября 2001 года. Если да, то это окажет ключевое воздействие на мировую политику наступающего года. Если же нет, то в целом сохранятся нынешние тенденции.
В неразрывной связи с терроризмом находится и такой риск, как распространение оружия массового уничтожения. Точнее сказать, терроризм и распространение оружия представляют собой двуединый вызов, и противодействие ему будет главным вопросом глобальной повестки дня 2004 года.
Второй по значимости тенденцией будет поиск приемлемого решения для региона большого Ближнего Востока. Здесь на первом месте стоит проблема стабилизации и урегулирования в Ираке.
В-третьих, одновременно и риском, и тенденцией мировой политики будет являться глобальная экономическая ситуация. Устойчивость мировой экономики будет во многом зависеть от цены на нефть. А это, в свою очередь, определяется перспективами иракского урегулирования и взаимодействием США, России и Европы по Ираку.
На следующем месте в иерархии рисков будут стоять отдельно проблемы Северной Кореи и Тайваня. Последняя, хоть и не является новым вызовом, вероятнее всего, выйдет в 2004 году на одно из первых мест.
Наконец, всегда нужно иметь в запасе некоторый политический, экономический и дипломатический резерв для тех рисков, которые совершенно невозможно предвидеть заранее. Одна из доминирующих тенденций наступающего года и современности в целом состоит в том, что число неизвестных факторов в мировой политике и международных отношениях постоянно увеличивается.
═
Отто Граф Ламбсдорфф, председатель Фонда им. Фридриха Науманна, почетный председатель СДПГ, европейский председатель Трехсторонней комиссии в 1991-2001 годах, Берлин
═
В 2004 году основными рисками будут оставаться международный терроризм и распространение ОМУ. В области распространения особое внимание следует уделять Северной Корее. В свою очередь, актуальность иранской проблемы будет постепенно идти на спад, по крайней мере на фоне северокорейской угрозы. В конечном счете иранцы будут вести себя более благоразумно. Кроме того, поимка Саддама Хусейна оказала благоприятное воздействие на весь регион Ближнего и Среднего Востока, в том числе и на руководство Ирана. В отличие от последнего у Северной Кореи уже есть ядерное оружие. Вкупе с постоянно ухудшающимся и просто катастрофическим экономическим положением КНДР это представляет для международного сообщества первостепенную опасность.
На третье место рисков я бы поставил такую проблему мировой экономики, как проведение очередного раунда ВТО. Я очень надеюсь, что он не закончится провалом. В противном случае это обернется серьезным кризисом мировой экономики.
Наконец, 2004 год - это год президентских выборов в США. Они вкупе с предвыборной кампанией будут оказывать очень сильное влияние на мировую политику.
═
Стефано Сильвестри, директор Института международных отношений, Рим
═
Главным риском является дальнейшая фрагментация системы глобальной безопасности и глобального регулирования, которая может начаться с краха американской операции в Ираке. Это будет сопровождаться углублением кризиса и нестабильностью во всем регионе Ближнего и Среднего Востока.
Что касается основных тенденций мировой политики, то они скорее всего будут очень размытыми и неопределенными. Это связано с тем, что 2004 год - это год президентских выборов в США, и потому у Вашингтона не будет ясной внешней политики. Все, в том числе внешнеполитические решения, будет направлено во внутриполитическую сферу. Учитывая положение США в мировой политике, это не позволит точно вычленить ее главные тенденции в наступающем году.
═
Стивен Миллер, директор Программы международной безопасности, Центр Белфера по науке и международным отношениям, Гарвардский университет, Бостон
═
Президент Буш поставил свою победу на президентских выборах на карту успеха войны против международного терроризма. Как и в прошлом году, в 2004 году доминирующие вопросы и риски для Вашингтона будут проистекать именно из этой бесконечной борьбы. Президент Буш и его команда будут гоняться за успехами. Поимка Саддама, к примеру, обеспечила важное, даже если кратковременное, повышение рейтинга Буша. Более того, администрация будет стремиться максимально избегать катастроф, которые могут снизить шансы на переизбрание президента.
В Ираке это будут усилия по снижению американского участия и видимой активности, по ограничению ответственности США, сдерживанию финансовых затрат и минимизации потерь. Тот факт, что все большей популярностью в Вашингтоне пользуется идея восстановления иракского суверенитета к середине 2004 года, как раз и отражает это желание США снизить свое присутствие и вместе с ним уязвимость в Ираке.
Пока Буш держит Ирак в центре своей войны против терроризма, на заднем плане неизменно остается и дает о себе знать угроза со стороны "Аль-Каиды", постепенное ухудшение ситуации в Афганистане и очевидная смерть "Дорожной карты" на Ближнем Востоке, которая будет означать конец великим планам администрации Буша по трансформации региона. Война Буша против терроризма уже погрузила его в колодец серьезных проблем. Его задачей на 2004 год будет избежать хотя бы наихудшего из этих зол, которые он сам себе и создал.
═
Джеймс Шерр, главный специалист Центра изучения конфликтов при Британской военной академии, лектор Оксфордского университета, Оксфорд
═
Доминирующей проблемой международного порядка является не терроризм, не исламский экстремизм, не даже Соединенные Штаты, а коллапс постмодернистского консенсуса 1990-х годов. Этот консенсус был не просто "многосторонним". Он основывался на вере, а часто и рациональной убежденности в том, что "национальный интерес" как легитимный и достаточный фундамент и основание для безопасности перестал существовать. Президенты Джордж Буш-старший и Билл Клинтон, Борис Ельцин и европейские правительства - все они преклоняли колени перед этим верованием, и все они в большей или меньшей степени считали его правдой.
Сегодня же наиболее решительные политические игроки более не преклоняют колени перед этим верованием. Те же, кто все еще продолжает в него верить, оказываются на стороне. Ведя две совершенно разные "войны против терроризма" и под их воздействием, президенты Буш и Путин не только заново утвердили первенство национальных интересов. Они создали прецедент, и теперь большое число их последователей вовсе не заботятся о том, что думают об их политике другие страны.
ООН и ОБСЕ, не сумев провести свои резолюции соответственно по Ираку, Молдове и Грузии, фактически приговорили себя к бесполезности и ненужности. К концу 2003 года даже самый внушительный супранациональный проект в мире - Европейский союз оказался парализованным. Наиболее заметной причиной паралича выглядел Ирак, но не меньшую роль сыграл провал конституционного проекта ЕС.
НАТО, являющаяся теперь простой запоздалой мыслью Соединенных Штатов, стала самой удивительной жертвой этой мировой тенденции. В результате Россия более не боится НАТО. И не уважает.
В среднесрочной перспективе эти тектонические сдвиги международной политики могут привести к новым урокам "ограничений мощи" и возникновению более здоровых и активных международных институтов. Сегодня они пока привели к интеллектуальному вакууму, и многое будет зависеть от тех идей и сил, которые заполнят его в 2004 году.