"Вашингтон пост"
═
Прошедшие в воскресенье парламентские выборы знаменуют собой водораздел в кампании Владимира Путина по переcтраиванию политической системы страны. Четыре года назад бывший оперативник КГБ стал премьер-министром посткоммунистической России, созданной Борисом Ельциным, - хаотической и борющейся, но все же, несомненно, свободной и вроде бы развивавшейся в сторону западных норм демократии и прав человека. С тех пор г-н Путин придушил СМИ, поставил провинциальные правительства под контроль Москвы и уничтожил частный бизнес как источник независимой власти. Сейчас, с выборами, которые группа международных наблюдателей назвала "не соответствующими международным стандартам", он добился успеха в формировании солидного парламентского большинства, состоящего из его собственной партии "Единая Россия" и двух экстремистских националистических групп, также находящихся под контролем Кремля. Две либеральные партии, являвшиеся последними крупицами прозападного реформизма эпохи Ельцина, были выметены, так как не сумели собрать минимальное необходимое для присутствия в Думе количество голосов. Оба эти результата явились продуктом и кульминацией политики Путина. Они консолидировали то, что делегация ОБСЕ назвала "регрессом демократизации в этой стране".
Националисты, которым Путин помог избраться в Думу, потребуют теперь, чтобы он значительно усилил свои попытки восстановить доминирование Москвы над такими соседями, как Грузия, Молдова и Украина, причем с использованием как экономических, так и военных рычагов. Путин может по-прежнему желать продолжать сотрудничество с администрацией Буша и европейскими правительствами по таким опросам общего интереса, как война против международного терроризма и контроль за ядерной программой Северной Кореи. Однако он может также потребовать, чтобы Запад принял его квазиавторитарный режим "управляемой демократии" и признал российскую сферу влияния на пространстве бывшего СССР, сохраняя при этом российское привилегированное отношение в рамках "большой восьмерки" и НАТО.
Это потребует гибкого и продуманного ответа со стороны администрации Буша - то есть новой российской политики. Недавно администрация уже предприняла шаги, с тем чтобы пресечь попытки Москвы подорвать независимость Грузии и Молдовы; она также повторила озабоченность ОБСЕ по парламентским выборам. Однако баланс еще более должен сместиться. Хотя США в ближайшие годы будут нуждаться во взаимодействии с правительством Путина, их долгосрочные интересы заключаются в попытке возродить более либеральную и демократическую Россию - ту Россию, которую Путин систематически подавляет. Это означает, что США должны возражать Путину каждый раз, когда он нарушает права собственных граждан или суверенитет своих соседей. Российские аналитики уже заявили, что эти выборы ознаменовали начало новой политической эры в России, эры, созданной и полностью контролируемой Владимиром Путиным. Эти выборы также должны дать новый старт администрации Буша в ее подходе к путинскому правительству.
═
"Лос-Анджелес таймс"
═
Не верьте заявлениям президента Владимира Путина, что парламентские выборы приблизили Россию к демократии. Голосование в воскресенье представило собой прискорбный шаг назад к авторитарному правлению. Путин практически гарантированно победит на президентских выборах в марте - существенной оппозиции нет. Более угрожающим представляется то, что, если бы он захотел, Путина могут поддержать в том, чтобы изменить Конституцию и пойти на третий срок. Перспектива того, что Путин воспротивится, нереальна.
Путин все еще стоит перед выбором между антидемократическим путем, на котором он стоит в настоящий момент, и поддержкой политической и экономической либерализации. Если Путин хочет оставить после себя наследие, а не просто добиться личной власти, то он должен обуздать своих бывших коллег по КГБ и из других служб безопасности, которые используют многие правительственные посты для того, чтобы запугивать представителей бизнеса, общественных лидеров и тем самым заставлять их поддерживать правительство.
═
"Бостон глоб"
═
Воскресные парламентские выборы не дадут российскому народу такого правительства, какого он заслуживает. Президент Владимир Путин и его правящая клика, взяв под свой контроль средства массовой информации и осуществив манипуляцию процессом выборов, открыли дорогу националистическим, авторитарным силам, которых не заслуживает никакая подлинная демократия.
То, что произошло в воскресенье, больше похоже на следствие плохо управляемой демократии. В кампании за избрание в Думу Кремль перестарался в двух вопросах. Путинские подручные, стремясь снизить влияние Коммунистической партии, которая на выборах 1999 года получила почти четверть голосов избирателей, создали две националистические партии: Либерально-демократическую партию России во главе с нелиберальным расистом Владимиром Жириновским и партию "Родина", которую возглавляет еще один демагог, Дмитрий Рогозин. Кремлевское манипулирование выборами, быть может, позволило г-ну Путину укрепить государство, но это было достигнуто ценой высвобождения архаичных сил, которые враждебны плюралистической демократии.
═
"Вашингтон пост"
═
Парящие в высоте националисты, либералы в свободном падении и подавляющее большинство тех, кто хоть без энтузиазма, но покорно голосует так, "как сказал большой начальник". Вот плоды первого президентского срока Владимира Путина. Конечно, голосование в воскресенье не было полностью сделано руками самого Путина. Оно было отражением общественных настроений. Однако это политика Путина, которая усилила тенденции подчинения всех власти государства и разожгла общественную зависть и ненависть.
Кампания по выборам в парламент тесным образом управлялась Кремлем. Цель заключалась в обеспечении солидного большинства "Единой России" - партии, сколоченной помощниками Путина, с тем чтобы она служила законодательной базой правительства. Были предприняты конкретные меры, чтобы расчистить путь для партийных верноподданных: местным губернаторам дали членство в "Единой России" и приказали обеспечить голосование в своих регионах; нежелательные кандидаты были сняты с предвыборной гонки послушными судами; государственные телеканалы обеспечили освещение, щедрое и благоприятное для партии власти наряду с всеобщим поношением коммунистов - главного соперника "Единой России".
Путин сделал выбор в пользу маргинализации ориентированной на Запад либеральной элиты и в пользу отрицания принципов демократической политики. Он сделал выбор в пользу консолидации своей поддержки среди широких масс, которым гораздо труднее приспособиться к миру конкуренции и выбора и которые более комфортно себя чувствуют под государственным контролем. Путин надеется, что результатом будет наиболее выгодная ему ситуация: подавленная и апатичная нация, которой будет легко управлять.