Лидер 'Шинн фейн' Джерри Адамс (слева) предложил священнику Яну Пэйсли (справа) принять у него покаяние ради возобновления диалога.
Фото Reuters
Британский министр по делами Северной Ирландии Пол Мерфи ведет консультации с лидерами партий, победивших на выборах в ассамблею Ольстера. Между тем результаты этих выборов, состоявшихся на прошлой неделе, оказались далеко не такими, как ожидали премьер-министры Британии и Ирландской Республики Тони Блэр и Берти Ахерн. Лидировали радикалы, а не умеренные политики.
Успеха среди протестантов добилась партия Яна Пэйсли, воинствующего церковного проповедника, приверженца жесткой линии. А у католиков наибольшую поддержку получила партия "Шинн фейн", лидеры которой в прошлом были боевиками Ирландской республиканской армии (ИРА).
Хотя избирательный закон не признает различий между протестантами и католиками, недоверие, а то и вражда между ними - реальность наших дней. Неудивительно, что каждая община по традиции голосует за выходцев из своей среды. Главы правительств Англии и Ирландии, которые по "соглашению Страстной пятницы" от 1998 года стали как бы надзирателями над мирным процессом, естественно, сделали ставку на те партии, которые выступают за компромисс и формирование такого местного правительства, куда войдут представители обеих общин. Эта тактика сработала. Пять лет назад североирландцы отдали на выборах предпочтение именно умеренным партиям - "ольстерским юнионистам", ее руководитель - самый респектабельный протестанский лидер Дэвид Тримбл, и Социал-демократической либеральной партии (СДЛП) во главе с католиком Дэвидом Хьюмом.
Оба эти деятеля впоследствии были даже удостоены Нобелевской премии мира. А Тримбл стал первым министром правительства, сформированного на основе принципа раздела власти. Но, увы, медовый месяц новой администрации длился недолго. Пэйсли и его протестантские последователи обвинили первого министра в том, что он "сдает своих", идя на неоправданные уступки бывшим командирам ИРА, избранным в ассамблею.
Воду на мельницу противников "соглашения Страстной пятницы" лила и сама ИРА, которая не выполняла своего обещания раскрыть тайники, где хранится ее оружие. Кульминацией баталий в ассамблее стал шпионский скандал в прошлом году. Служба безопасности установила, что помощник одного из депутатов от партии "Шинн фейн" собирал сведения о действиях британской армии и разведки. После этого Блэр распустил собрание и восстановил в провинции прямое правление Лондона.
Вот на каком фоне Ольстер избирал новый состав ассамблеи, насчитывающей 108 депутатов. Расклад сил теперь таков: у партии Пэйсли 30 мест, у партии Тримбла - 27; на католическом фланге "Шинн фейн", политическое крыло ИРА (24 места), опередило "вежливых парней" из СДЛП (18 мест). Профессор университета Queen"s в Белфасте Эдриан Гуэлк говорит, что "поезд, который вез "соглашение Страстной пятницы", потерпел крушение. Мы в тупике, и надолго". Дэвид Хьюм, да и другие политики, потерпевшие неудачу, правда, во многом винят плохую погоду и┘ футбол. Видите ли, в день выборов было холодно, шел дождь, к тому же по ТВ транслировался матч команды "Манчестер Юнайтед". Из-за этого явка избирателей была намного хуже, чем пять лет назад.
Но главной причиной неудачи умеренных стало то, что они так и не сумели добиться от ИРА недвусмысленного заявления об отказе от насилия и передачи властям всего оружия. Это признал сам Тримбл. В то же время вчерашние боевики не собираются снова воевать. Джерри Адамс, лидер "Шинн фейн", даже назвал себя грешником и предложил 77-летнему священнику Пэйсли принять у него покаяние ради возобновления диалога.