Предоставление эмиссару чеченских сепаратистов Ахмеду Закаеву политического убежища в Великобритании может негативно повлиять на российско-британское сотрудничество в области борьбы с международным терроризмом. Об этом заявил в интервью британской газете "Таймс" министр иностранных дел России Игорь Иванов. Напомним, что решение предоставить Закаеву убежище было принято в субботу британским Министерством внутренних дел. Иванов назвал это оскорблением всем многочисленным жертвам терроризма в Чечне и других частях России. Впрочем, в приватных беседах российские дипломаты признают, что в Москве и не ожидали иного решения британских властей.
По словам российского министра, это решение является отражением того, что на Западе по-прежнему сильны "двойные стандарты" в отношении России и борьбы с международным терроризмом, что холодная война все еще влияет на сознание европейцев.
Однако в этих заявлениях читается скорее стремление поставить окончательную точку в долго раздражавшем и Россию и Британию деле, нежели намерение серьезно портить отношения. Во-первых, сменились акценты российской критики. Иванов подчеркнул, что раздражен решением именно исполнительной власти и не критикует решение британского суда отказать в экстрадиции Закаева. Между тем именно решение магистратского суда на Боу-стрит было решающим в деле эмиссара. После этого предоставление политического убежища человеку, который и без того оставался бы в Англии, выглядело решением техническим и ожидавшимся. Ранее Москва резко реагировала именно на решения британских, датских и прочих судов.
Во-вторых, в словах министра явно читается желание оставить дело Закаева в прошлом: "Я надеюсь, что это решение не станет прецедентом, а будет последним в своем роде".
По мнению многих наблюдателей, взаимные интересы Москвы и Лондона достаточно сильны, чтобы говорить о реальном ухудшении отношений из-за Закаева. Кстати, время, в которое принималось решение об убежище, в этом смысле оказалось "удачным". Государственный визит Владимира Путина в Великобританию давно позади, а в ближайшем будущем российско-британских встреч на высшем уровне не планируется. Одним словом, для России, безуспешно пытавшейся вернуть Закаева в течение года, прореагировать на предоставление ему политического убежища было скорее делом принципа, нежели интереса.
Между тем в своем интервью "Таймс" Игорь Иванов коснулся ряда актуальных проблем, включая ситуацию в Грузии и Ираке, и здесь позиция Москвы, кстати, выглядит жестче, нежели по делу Закаева.
Российский министр подверг резкой критике политику США в отношении Грузии, назвав ее "внешним вмешательством". По словам Иванова, это вмешательство признавал даже бывший президент Эдуард Шеварднадзе. "Мы можем видеть, что методы, которые использовались США, являются методами давления и попыток вмешательства во внутренние дела наших стран".
Что касается Ирака, то Иванов заявил, что Россия могла бы оказать помощь, но на определенных условиях. Первое из них - СБ ООН должен быть ответственен за любое политическое решение в Ираке. Во-вторых, должна быть созвана крупная конференция по Ираку с участием его главных политических и религиозных групп, а также заинтересованных государств и Совбеза ООН.