Главе МАГАТЭ Мохамеду Эль Барадею удалось добиться консенсуса по иранской ядерной программе.
Фото Reuters
Сегодня совет директоров МАГАТЭ рассмотрит новый проект резолюции по Ирану. Текст этого документа, по мнению ряда наблюдателей, гораздо менее жесткий, чем того требовали США. Вашингтон настаивал на включении в документ "пускового механизма", подразумевающего, что в случае выявления нарушений, связанных с ядерной программой Тегерана, "иранское досье" сразу же направлялось бы в СБ ООН. Последний, как известно, имеет право вводить санкции. Но Лондон, Париж и Берлин посчитали, что язык угроз в адрес Тегерана негативно отразится на сотрудничестве иранских властей с международным сообществом. В ходе активных телефонных дискуссий, которые в минувший уикенд провели госсекретарь США Колин Пауэлл, глава МАГАТЭ Мохамед Эль Барадей, главы МИД Великобритании, Франции и ФРГ Джек Стро, Доминик де Вильпен и Йошка Фишер, был согласован компромиссный текст. По словам дипломатов, шансы на одобрение проекта велики.
В документе хоть и нет конкретной ссылки на СБ ООН, однако говорится, что агентство может использовать "все варианты" (то есть подразумевается и передача "иранского досье" в Совбез) в случае выявления новых серьезных нарушений Тегераном своих обязательств перед МАГАТЭ. По словам представителя Ирана в МАГАТЭ Али Акбара Салехи, документ также не содержит прямого обвинения Тегерана в нарушении ДНЯО. "Я не называл бы это (проект резолюции) ни победой, ни поражением. Речь идет о совместном международном усилии, цель которого - избежать международного кризиса", - заявил Салехи агентству Франс Пресс. Он также напомнил, что Тегеран готов подписать дополнительный протокол к ДНЯО, предусматривающий более жесткие и неожиданные инспекции ядерных объектов сотрудниками МАГАТЭ.
Специалист по Ближнему и Среднему Востоку Центра исследования мировых рынков (Лондон) Кейт Лаксфорд так прокомментировала "НГ" новый документ: "Это позитивный проект резолюции - компромисс, который удовлетворяет Иран, поскольку не содержит упоминания СБ ООН и угрозы введения санкций, Европу, поскольку она вознаграждает Иран за его сотрудничество (с МАГАТЭ). Довольны резолюцией и американцы: ведь в проекте есть косвенное предупреждение Тегерану". "Вопрос теперь только в том, будет ли Иран в должной мере сотрудничать с МАГАТЭ. Если ему это не удастся, то МАГАТЭ будет действовать через СБ ООН", - резюмировала Лаксфорд.
А вот Израиль, который является главным антагонистом Ирана в регионе, такое завуалированное предупреждение вряд ли устроит. Израильские руководители не верят в возможность надежного контроля над иранской ядерной программой. Этот скептицизм питается аналогиями с поведением президента Ирака Саддама Хусейна, который постоянно выгонял из страны инспекторов ООН, когда они становились чересчур "любопытными".
Более того, эксперты в Израиле спорят, нанесет ли он удар по атомному реактору в Бушере? Удар, подобный тому, которым в свое время он уничтожил иракский реактор? Такой вариант развития событий исключить нельзя. Совсем недавно глава "Моссада" Меир Даган выступил на заседании комиссии кнессета по иностранным делам и обороне, посвятив немало времени проблеме иранской ядерной угрозы. Он заявил, что уже к концу 2004 - началу 2005 года в руках Тегерана может оказаться атомная бомба.
Тель-Авив