Лондонской полиции сложно сдерживать противников Буша.
Фото Reuters
Серия мощных взрывов против британских объектов в Турции, в результате которых погибли не менее 25 человек и около 400 получили ранения, стала прелюдией к переговорам в Лондоне между премьер-министром Тони Блэром и президентом Джорджем Бушем. Атмосфера вокруг государственного визита американского лидера на Британские острова и так накалена до предела. Известие о "терактах в стиле "Аль-Каиды" (как окрестил стамбульские взрывы глава Форин оффис Джек Стро) нанесло серьезный удар по амбициям лидеров глобальной анитеррористической коалиции - США и Великобритании. Буквально пророческими стали слова Буша, произнесенные им в среду вечером в лондонском Уайтхолле, о том, что "Британия и Америка разделяют общие ценности и вместе приносят жертвы во имя их защиты"...
Другим мощным ударом по амбициям Буша и Блэра стала вчерашняя демонстрация на Трафальгарской площади - одна из самых многочисленных за всю историю Великобритании. Десятки тысяч людей прошли маршем по улицам Лондона в знак протеста против войны в Ираке. Этого шествия больше всего опасалась полиция. На обеспечение порядка были брошены ее основные силы. Антиамериканизм уличных лозунгов и помпезность королевского протокола - по разные стороны ограды Букингемского дворца, где располагается в дни визита американский президент с супругой.
Борьба с международным терроризмом - в мире в целом и в Ираке в частности - стала одной из главных тем вчерашних дискуссий Буша и Блэра. Другой важной темой наблюдатели считают вопрос о девяти британских заключенных на базе Гуантанамо из числа афганских талибов. (Всего же, по данным Рейтер, на базе содержатся 660 талибов из 40 стран, в том числе России). Кроме того всех интересует судьба высоких стальных тарифов, действующих в Соединенных Штатах - невзирая на протесты Европы и ВТО. В среду госсекретарь Колин Пауэлл в интервью Би-би-си пообещал скорейшее решение двух этих ощутимых проблем.
Правда, на совместной пресс-конференции Бушу и Блэру пришлось в основном говорить о стамбульских взрывах.
Что же касается Ирака, то основное внимание сегодня приковано к вопросу о досрочной передаче власти временному иракскому правительству, планируемой в Вашингтоне. Предполагается, что такое правительство будет сформировано уже к июню следующего года. В российском МИДе на эту идею отреагировали на днях с раздражением, подчеркнув, что с Москвой по данному вопросу никто не советовался. Как бы там ни было, Вашингтон и Лондон хотят провести соответствующий план через СБ ООН, что, по их мысли, должно побудить Организацию Объединенных Наций к посылке в Ирак своих чиновников.
Джордж Буш с момента прибытия в Лондон не прекращает оправдывать войну в Ираке. В его внешнеполитической речи в Уайтхолле этому вопросу было уделено немалое внимание. Он сказал, в частности, что "в некоторых случаях ограниченное применение силы - это единственное, что защищает нас от мира хаоса, где правит сила". Между строк Буш поддел Францию как самую ярую противницу антииракской войны. Буш покритиковал ООН, указав, что бороться с угрозами следует не только при помощи резолюций, и пообещал сделать все возможное вместе с Блэром, чтобы эту организацию не постигла участь Лиги Наций. По сути, американский лидер определил "три опоры" международных отношений: многосторонний подход к решению конфликтов, желание демократических государств прибегать к силе только как к крайнему средству решения проблем и приверженность к распространению демократии по всему миру. Буш также высказал ряд комплиментов в адрес Блэра, которого он поблагодарил за союзничество.
Уже в четверг Буш внес дополнительный штрих в свою иракскую стратегию. Он дал четко понять, что рассматривается возможность увеличения американского контингента в этой стране.
Вчера в программе президента США были и такие мероприятия, как встреча с британскими солдатами, воевавшими в Афганистане и Ираке, а также ужин в резиденции американского посла. Сегодня Джордж Буш отправится домой, но прежде он повстречается с простыми подданными Ее Величества в избирательном округе Тони Блэра.