С тех пор как к власти в Турции пришла происламская умеренная Партия справедливости и развития (ПСР), наблюдатели заговорили о новом явлении в политической жизни Турции. Целью ПСР провозглашено, как известно, установление "мусульманской демократии", "взаимопонимания" ислама с модернизмом, либерализм. В программе правительства говорится о новом этапе в политике Турции - об отходе от политической культуры, не гармонирующей с нынешним временем. Этим ПСР отличается от предыдущих исламистских парламентских партий - Партии благополучия и Партии добродетели. Они направляли усилия на "сохранение исламских ценностей", "фундаменталистских традиций". Не случайно они преследовались за исламистскую деятельность, за подрыв лаицистского строя.
Можно считать, что основной целью Турции сегодня является вступление в Европейский союз. Настроения в Турции, особенно среди интеллигенции, в пользу европеизации наблюдались еще во времена Османской империи. Соглашение о присоединении к ЕС ("Общий рынок" в то время) было подписано в 1963 году. Турция стала ассоциированным членом с целью подготовки ее к полному членству с помощью этого сообщества. Однако ее экономика и внутренняя политика менялись медленно. Ныне в ЕС решено, что в 2004 году Комиссия ЕС определит, отвечает ли Турция Копенгагенским критериям с точки зрения демократизации и развития экономики.
С целью гармонизации законодательства с ЕС в Турции приняты новые законы, в том числе отменена смертная казнь, за исключением военного времени и угрозы войны, разрешены телепередачи на курдском языке, преподавание курдского языка в частных школах. Приняты и другие положения - об общественных организациях, о демонстрациях и т.п. Одновременно был отменен ряд законов, в том числе антитеррористических, ограничивающих свободу слова и мысли. В ЕС меры турецких властей были восприняты весьма положительно.
Кроме того, в августе с.г. в Турции был введен закон, ограничивающий роль армии в политической жизни страны, в частности сужены полномочия Совета национальной безопасности. Таким образом, СНБ превратился в совещательный орган, дающий правительству рекомендации, а до этого он сам выносил окончательные решения.
Для внешней политики Турции сегодня характерна некая двойственность, определяемая ее геостратегическим положением. Прежде всего это наблюдается в ее политике в отношении иракского кризиса. Турция - стратегический союзник США, между двумя странами имеются соглашения о сотрудничестве в военной области, которые предусматривают оказание поддержки при кризисных ситуациях. В то же время Турция, являясь членом Организации Исламская Конференция, не может не оглядываться на мусульманский мир.
В СМИ длительное время обсуждается вопрос: должна ли Турция посылать в Ирак солдат? Для ответа на него следует разобраться во взглядах США. Если ответ заключается в разделе Ирака по этническому и религиозному принципу, то участие Турции в этом означало бы для нее самоубийство, что касается ее позиций на Среднем Востоке и в исламском мире. Турция провозгласила себя сторонницей сохранения целостности Ирака. После решения турецкого парламента об отправке войск временные иракские власти высказались против этого. И до сих пор вопрос остается открытым.
Что касается турецко-российских отношений на нынешнем этапе, то их отличает как высокая активность на экономическом направлении, так и пассивность на политическом. Торговый оборот между двумя странами составляет около 5 млрд. долл. и находится на втором месте после турецко-германского. Впрочем, баланс торговли с Россией примерно удваивает деятельность "челноков". Важным является сотрудничество в области энергоносителей. Вместе с тем многие годы главы нашего государства не осуществляли официальных визитов в Турцию. В годы своего президентства в Турции дважды бывал Борис Ельцин, но - как участник международных форумов.
Не стоит забывать, что Россия и Турция имеют интересы на Ближнем и Среднем Востоке, в Центральной Азии, на Балканах. Сотрудничество двух стран в этих регионах пошло бы на пользу и Анкаре, и Москве.