"Вельт" (Германия)
"Кто следующий?" - спрашивают себя олигархи. Есть, например, Анатолий Чубайс. Глава контролируемого государством РАО "ЕЭС" вошел в историю России как безжалостный приватизатор. В 90-е годы он показал себя на различных правительственных постах, затем возглавлял предвыборную кампанию Ельцина 1996 года, прежде чем занять руководящую должность в РАО "ЕЭС". Поскольку Чубайс получил эту стратегическую влиятельную функцию еще от предшественника Путина, а по делу Ходорковского резко негативно высказывался по отношению к правоохранительным органам, наблюдатели полагают, что он находится в уязвимом положении, тем более что его как менеджера можно с легкостью уволить. Атмосфера вокруг второго самого богатого человека в России Романа Абрамовича с его 5,7 млрд. долларов выглядит более спокойной. Это, похоже, связано с тем, что "Рома" почувствовал веяния времени, продал свой "проблемный" бизнес в России и подготовил уход за границу. Основу 1,5-миллиардного состояния алюминиевого короля Олега Дерипаски составляет, пожалуй, самая криминализированная в 90-х годах отрасль. Также его контакты с братьями Черными, которые, как говорят, связаны с мафией, не являются предметом для гордости. Однако Дерипаска женился на дочери одного из представителей ельцинской "семьи", которая до сих пор обладает мощным влиянием. Владимир Потанин, глава "Интерроса" и "Норильского никеля", наоборот, считается потенциальным объектом для решительных действий Кремля. У него нет международных контактов, на которые он в случае необходимости мог бы опереться. Похоже, он это чувствует, потому что на съезде путинской партии "Единая Россия" он выглядел смиренно и дал заверения в верности по отношению к Путину.
"Хандельсблат" (Германия)
Между правительством и Кремлем наблюдается раскол. Если премьер Михаил Касьянов и министр экономического развития Герман Греф пытались все последние недели смягчать напряженность вокруг истории, связанной с ЮКОСом, то Путин, находясь в лагере своих бывших коллег по КГБ, выступает за жесткий курс в отношении Ходорковского. Этот лагерь и его Институт национальной стратегии требуют "восстановления государственного контроля над ключевыми отраслями промышленности: над нефтяным и газовым секторами, над металлургической промышленностью и транспортом". В глазах его критиков бывший агент КГБ Путин приобретает все больше черт, которые были характерны для него в прошлом, когда он являлся сотрудником спецслужб.
"Вашингтон пост" (США)
В исторически антисемитской России по-прежнему плохо быть процветающим евреем. С момента избрания г-на Путина президентом в 2000 году все видные личности, которые арестовывались или высылались из страны за финансовые преступления, неизменно были евреями. В долларовом выражении мы являемся свидетелями крупнейшей незаконной экспроприации еврейской собственности в Европе со времен нацистских погромов 1930-х годов.
"Гардиан" (Великобритания)
Президент РФ Владимир Путин хотел бы, чтобы его воспринимали как демократа на мировой арене, того, кто ведет свою страну в независимое процветающее будущее. Жаль только, что его действия порой похожи на действия современного царя, беспощадно настроенного на сокрушение своих оппонентов в Чечне и в прессе - посредством непрекращающихся государственных нападок... Скользя по нефтяному морю, Россия становится сейчас богаче и привлекает интерес зарубежных инвесторов. Однако чрезмерное количество резких, полных произвола атак на институты и гражданское общество в стране подорвут веру в возрождение России. Кампания против российского миллиардера Михаила Ходорковского и нефтяной группы ЮКОС, которую он контролирует, похоже, мотивирована внеюридическими соображениями.