В Колорадо Джордж Робертсон благословил самый амбициозный проект НАТО – создание сил быстрого реагирования.
Фото Reuters
Генсек НАТО Джордж Робертсон прибывает сегодня в Москву с "прощальным визитом". 4-летний срок его пребывания на высшем посту в альянсе подходит к завершению. До конца этого года он должен сдать дела своему преемнику - министру иностранных дел Нидерландов Яапу де Хоопу Схефферу. После чего - месячный отпуск и новая работа: лорд Робертсон уходит в бизнес, приступая с 1 февраля 2004 года к обязанностям заместителя председателя правления британского телекоммуникационного гиганта Cable & Wireless. В новом качестве он будет отвечать за налаживание связей корпорации с правительственными структурами тех стран, где Cable & Wireless развивает свой бизнес.
Ну а пока 10-й генсек НАТО совершает прощальное турне по столицам новых и старых стран - членов альянса и государств, сотрудничающих с блоком в рамках программы "Партнерство во имя мира". Почти везде его принимают как деятеля, внесшего существенный вклад в укрепление и реформирование альянса. Перед Москвой Робертсон посетил Варшаву, где удостоился одного из высших орденов, врученных ему лично президентом Польши Александром Квасьневским.
Хотя его и стали называть - с приходом в НАТО - "наиболее могущественным шотландцем в мире", Робертсон вовсе не производит впечатления человека грозного и властного. Тем не менее его предшественник Хавьер Солана охарактеризовал Робертсона как человека, "умеющего руководить с твердостью и никогда не поступающегося своими принципами".
Родившийся 21 апреля 1946 года в семье потомственного полицейского в порте Эллен на острове Айлэй, он поступил в 1963 году в университет Данди, который окончил в 1968 году, получив экономическое образование. В университете прослыл студенческим активистом, увлекся лейбористскими идеями. Свою политическую карьеру начал в качестве главы шотландского профсоюза производителей виски. После 12 лет работы на поприще защиты интересов многотысячной армии тружеников алкогольной отрасли Робертсон в 1978 году избирается в британский парламент от округа Гамильтон, чуть ранее став председателем Шотландского комитета лейбористской партии. Оказавшись на парламентском поприще, начал заниматься вопросами внешней политики и довольно успешно. Уже в 1982 году становится официальным представителем лейбористской партии по внешнеполитическим вопросам, каковым оставался вплоть до 1993 года, когда стал членом теневого кабинета лейбористов (в ранге государственного секретаря по делам Шотландии). С победой лейбористов в 1997 году назначен на пост министра обороны Великобритании, а двумя годами позже, в октябре 1999 года, главы 19 государств НАТО утверждают его на пост нового генерального секретаря НАТО на место Хавьера Соланы.
Незадолго до этого премьер-министр Тони Блэр присваивает Робертсону звание пожизненного пэра, и одновременно - титул лорда. Так что в штаб-квартиру шотландец въехал как лорд Джордж Робертсон Порт-Элленский.
В официальной биографии Робертсона к числу его хобби относится фотографирование, гольф и чтение. Не знаю, как насчет двух последних увлечений, а вот о страсти к фотографии генсек НАТО рассказал мне во время нашей беседы полгода назад в его брюссельском кабинете. Робертсон обратил мое внимание на то, что среди развешанных над гостевым диваном в его кабинете фото есть два снимка, сделанные им лично в Москве. На них изображены фрагменты внешнего убранства кремлевских церквей.
В ходе интервью Робертсон сетовал, что "некоторые страны - в том числе Россия, а также некоторые страны НАТО - до сих пор расходуют деньги на угрозу, которой давно не существует". "Ведь Россия уже не является угрозой для НАТО, а НАТО - для России. Тем не менее у нас с обеих сторон до сих пор сохраняются все эти огромные армады танков, субмарин и всего прочего, что было создано для нужд времен холодной войны. В общем, - упирал он, - давно пора начать тратить деньги на приобретение современного военного оснащения, которое требуется сейчас для отражения новых угроз, прежде всего со стороны международного терроризма и "нестабильных режимов". Ключевым моментом новой стратегии НАТО с самого начала работы в альянсе Робертсон определил формирование "сил быстрого реагирования" на базе транспортной авиации, вертолетов и десантных кораблей ВМС.
В России Робертсон бывал множество раз, притом впервые - в 1963 году, еще школьником. В 70-х годах он приезжал в составе делегации шотландских тред-юнионов на съезд советских профсоюзов. Во время беседы со мной Робертсон тепло отзывался о российских визави.
Симпатии симпатиями, однако в последние недели между Брюсселем и Москвой появились заметные трения. Главы оборонных ведомств стран - членов НАТО, собравшиеся недавно на совещание в Колорадо, потребовали от Сергея Иванова разъяснений в связи с прозвучавшими недавно в Москве обещаниями "пересмотреть ядерную стратегию" в связи с "наступательной военной доктриной" альянса (см. "НГ" за 10.10.03).
Несомненно, "российский вопрос" будет фигурировать и в ходе бесед Робертсона с российским руководством в рамках "прощального" визита в Москву. И вряд ли сторонам удастся сгладить вдруг появившиеся расхождения в оценке намерений друг друга. Во всяком случае, наблюдатели пока не заметили со стороны руководства альянса готовности изъять из программ НАТО то, что Москва считает "компонентами антироссийской направленности".