Президент США Джордж Буш заявил вчера, что его администрация будет продолжать предпринимать усилия для того, чтобы убедить лидера КНДР Ким Чен Ира принять предложение о предоставлении Северной Корее многосторонних гарантий безопасности.
Тем самым, считает Би-би-си, Буш как бы проигнорировал негативную реакцию Пхеньяна на американскую идею по выходу из кризиса вокруг северокорейской ядерной программы. В комментарии, распространенном вчера официальным северокорейским агентством ЦТАК, предложение Буша было названо "смехотворным". В документе подчеркивается, что Пхеньян продолжает настаивать на заключении двустороннего пакта о ненападении между КНДР и США.
Наблюдатели также обратили внимание на то, что Буш, сделавший вчера остановку на индонезийском острове Бали, "похвалил" Иран за согласие пойти на уступки международному сообществу в деле придания большей транспарентности своей ядерной программе. "Я хочу поблагодарить министров иностранных дел Великобритании, Франции и Германии и их правительства за то, что они донесли до иранцев очень четкую мысль - что они должны разоружиться", - заявил глава Белого дома. Таким образом Буш отреагировал на известие о подписании главами внешнеполитических ведомств трех европейских стран и Ирана совместной декларации, в которой фиксируется согласие Тегерана подписать Дополнительный протокол к Соглашению о гарантиях между Ираном и МАГАТЭ в связи с ДНЯО и приостановить свою программу обогащения урана.
Заявление Буша наглядно демонстрирует, что в Вашингтоне очень хотели бы, чтобы Пхеньян последовал примеру Ирана. Однако как раз это-то и остается под большим вопросом: руководство КНДР неоднократно подчеркивало, что не собирается "открываться", подобно Ираку или Ирану, допуская на свою территорию международных инспекторов и т.д.
Между тем в российских экспертных кругах успешная миссия трех европейских министров в Тегеран рассматривается как упущенная дипломатическая возможность Москвы. Ведущий аналитик Фонда эффективной политики Владимир Фролов в беседе с корреспондентом "НГ" обратил внимание на то, что главы МИД Франции, ФРГ и Великобритании еще в августе предлагали своему российскому коллеге Игорю Иванову направить совместное письмо в Тегеран, в котором призвали Иран незамедлительно присоединиться к Дополнительному протоколу в обмен на продолжение сотрудничества в области мирной атомной энергетики. Однако по каким-то причинам российская сторона не приняла участия в данной инициативе, в итоге вместо "письма четырех" в Тегеран ушло "письмо трех".
Впрочем, "высокопоставленный источник в Кремле" в интервью Интерфаксу не стал драматизировать масштаб дипломатического упущения Москвы. "Результаты переговоров (в Тегеране. - "НГ") полностью соответствуют той линии, которой с самого начала придерживалась Россия, - на всемерное поощрение Ирана к существенному углублению взаимодействия с МАГАТЭ", - подчеркнул источник. И тут же добавил, что "решение Ирана подписать Дополнительный протокол - свидетельство прежде всего ответственного подхода самого Тегерана".
Так или иначе получается, что лавры "укротителей" иранской ядерной программы теперь заполучил Евросоюз (хотя предлагаемый ЕС подход полностью отвечает российским интересам), а Россия как бы осталась "при своих", продолжая играть на иранском поле самостоятельно, не желая выступать в "одной команде" ни с Америкой, ни с Европой. Как бы не получилось таким же образом и в случае с ядерной программой КНДР.