Канцлер ФРГ озадачен падением собственного рейтинга.
Фото Reuters
В Германии все внимание обращено сейчас к предстоящему в пятницу в бундестаге голосованию по пакету социально-экономических законов, являющихся составной частью правительственной программы реформ "Повестка-2010". Оппозиция их отклоняет. Но проблема для правящей коалиции не в этом. В ее собственных парламентских рядах появилось несколько "диссидентов", которые заявили о том, что, возможно, проголосуют против предлагаемых законов. Между тем правительственное большинство в бундестаге всего ничего - четыре мандата.
Ситуация очень непростая. Серьезных надежд на рывок в экономике нет. Безработица превышает 4 млн. Налогов собирают меньше, расходов на безработных и другие социальные группы все больше. В бюджете дыра. Правительству, как признал министр финансов Ханс Айхель, видимо, не обойтись в этом году без рекордного за всю историю ФРГ государственного займа - почти 42 млрд. евро. Бесконечные разговоры о реформах, в подтексте которых лежит требование жертв от населения, сказываются на политических настроениях. Рейтинг коалиции и лично канцлера снижается. Участились случаи выхода из Социал-демократической партии. Многие ее члены недовольны "социально несбалансированным" курсом реформ.
Но курс этот взят. Ни времени для обсуждения серьезных корректив, ни резервных позиций уже почти не осталось. Отступать правительству и его сторонникам уже некуда. Вся надежда на то, что план реформ сработает, что снижение налогов, побочных расходов при оплате труда оживит предпринимательскую инициативу и как следствие - экономику. А уж затем пойдет вниз безработица и т.д.
Гарантий успеха, однако, нет, а материальные прочерки грозят безработным, пенсионерам, нуждающимся в лечении уже сейчас. Собственно, это и влияет на негативное отношение ряда депутатов к предлагаемым мерам.
Эти несколько депутатов уже голосовали недавно против закона о реформе здравоохранения. Но его принятию это не грозило, поскольку был достигнут компромисс с оппозицией, которая тоже поддержала его. Сейчас другое дело. Правительству необходимо собственное, или, как его еще называют, "канцлерское большинство". Поэтому на обработку "диссидентов" были брошены серьезные силы. Лидеры фракций правящих партий попытались навести дисциплину в своих рядах. Федеральные министры предупреждают о риске развала правящей коалиции. Одна из них - Хайдемари Вичорек-Цойль заявила: "Мы не сможем простить себе провал этого правительства".
За этими предупреждениями - негласная угроза самого канцлера уйти в отставку. На протяжении последнего года он не раз прибегал к такому маневру, чтобы прекратить "бунт" либо в собственных партийных рядах, либо в коалиции. Уже ясно, что этот "сильный аргумент" сработает и при голосовании 17 октября. В последний момент несогласным обещаны кое-какие незначительные изменения. В ответ "диссиденты" заявили о готовности голосовать "за". Все-таки потерять можно очень много - власть, и неизвестно, когда она достанется вновь.
Так что до правительственного кризиса, которого так ждала оппозиция, дело не дойдет. К тому же она не в состоянии предложить в бундестаге вместо красно-зеленой коалиции собственное большинство. В оппозиционном лагере тоже нет единства. Так называемому реформаторскому крылу вокруг председателя ХДС и лидера бундестаговской фракции ХДС/ХСС Ангелы Меркель противостоит сугубо консервативное крыло, лидером которого можно считать баварского премьер-министра Эдмунда Штойбера. Личное соперничество между двумя упомянутыми деятелями, а также некоторыми другими в верхах этого политического спектра весьма заметно.
Высокий рейтинг оппозиции, обещающий до 52% голосов в случае, если бы выборы состоялись "в ближайшее воскресенье", невозможно преобразовать в реальную власть, в реальное превосходство. Все это определяет сегодня довольно своеобразную ситуацию, если не в целом в Германии, то по крайней мере в политических верхах. На взгляд приезжего россиянина, в этой стране все вроде бы в порядке, да и все материальные потери, которыми грозят столь беспокоящие немцев законопроекты, не отбросят людей в нищету. Но немцы привыкли к высокому уровню жизни и гарантированной защищенности. Стремление сохранить все это естественно, но в реальной политике оно оборачивается серьезными испытаниями для правительства.
Берлин