Ян Ливэй: 'Я завоюю славу для китайской армии и китайской нации'.
Фото Reuters
Вчера Китай успешно запустил в космос свой первый космический корабль с человеком на борту. В 9.00 по пекинскому времени с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн" ("Великий поход") пилотируемый аппарат "Шэньчжоу-5" ("Божественная ладья-5") стартовал с космодрома Цзюцюань в пустыне Гоби в присутствии руководителей страны. Ожидалось, что он сделает 14 витков вокруг Земли и через 21 час приземлится в степи на территории Внутренней Монголии.
Таким образом, КНР стала третьей космической державой после России и США. Первым китайским космонавтом стал 38-летний подполковник ВВС Ян Ливэй. Он был выбран из группы в 14 кандидатов, которая в итоге сузилась до 3 финалистов. "Я не разочарую свою Родину. Я завоюю славу для китайской армии и китайской нации", - приводит слова космонавта американская "Нью-Йорк таймс".
У китайской космической программы - советские и американские корни. Отец-основоположник, собеседник Мао Цзэдуна и легенда китайской космонавтики Цянь Сюэсянь - выпускник Массачусетского и Калифорнийского технологических институтов, который, вероятно, и не помышлял, сидя в Калифорнии, о таких лаврах, когда бы не гонения на него ФБР во времена маккартизма. Цянь просуществовал в условиях непрерывного прессинга с 1950 по 1955-й, а потом эмигрировал в красный Китай.
Менее чем через полгода Госсовет КНР одобрил разработанный Цянем план развития китайского ракетостроения.
В период Великой Дружбы советские специалисты создавали в КНР авиационную и ракетную промышленность и науку. В 1960-м дружба кончилась; свой первый спутник китайцы запустили самостоятельно - в апреле 1970-го, и назывался он "Dong Fang Hong-1", по-русски - "Алеет восток", в честь первой строки государственного гимна страны, который и транслировал благополучно с околоземной орбиты. Наследник Великой Дружбы - нынешний главный конструктор китайского пилотируемого корабля "Шэньчжоу" Ван Ючжи, личность в Китае почти легендарная. В России Ван известен как выпускник Московского авиационного института и любимый ученик покойного академика Василия Мишина, неоднократно к нам приезжавший и приглашавший Мишина к себе.
В ноябре 1999 г. с космодрома Цзюцюань стартовал в беспилотном варианте первый из "Шэньчжоу". После четырех испытательных запусков пятый отправился в космос с пилотом на борту.
С технической точки зрения китайский пилотируемый корабль "Шэньчжоу" ("Божественный Корабль") - клон нашего "Союза". "Говорил я Ван Ючжи, не надо было "Союз" копировать", - отзывался Мишин уже в 90-х о планах своих китайских учеников. Мишина не послушались. Вскоре после обретения российскими предприятиями относительной самостоятельности в восточном направлении последовали образцы нашей техники - целый спускаемый аппарат от "Союза", стыковочные узлы, кое-какое другое оборудование. В Москве и Самаре вновь появились китайские студенты-ракетчики. А в 1996 г. в Звездном городке прошли космическую подготовку У Цзе и Ли Цинлун, официально - в качестве "космонавтов-инструкторов". Они-то в итоге и стали непосредственными тренерами и наставниками первого китайского космонавта.
Заместитель генерального конструктора РКК "Энергия" Юрий Григорьев рассказывает "НГ": "Наиболее существенное отличие китайского корабля от российского "Союза" - орбитальный отсек. У китайцев он может - после отделения и посадки спускаемого аппарата - до полугода работать на орбите в качестве автономного модуля, благо и вторая пара солнечных батарей на нем установлена. А несколько состыкованных орбитальных отсеков позволяют сформировать небольшую посещаемую космическую станцию".
Но зачем все это? Конечно, можно усмотреть в полете "Шэньчжоу" предвестник неких "очень опасных военно-космических программ". Но сегодня нет никакой возможности решать сколько-либо осмысленные военные задачи посредством пилотируемых кораблей класса "Союз".
"Предположение, что за стремлением Китая приобщиться к пилотируемой космической программе кроется какая-нибудь военно-космическая гнусность, - это вывод, основанный на анализе намерений, а не реальной техники, - считает Джоан Джонсон-Фриз - ведущий американский специалист в военно-космической политике. - Ирония в том, что западные аналитики часто вначале развенчивают технологические достижения Китая, а в следующей фразе усматривают в китайском пилотируемом космическом запуске зловещие последствия для Соединенных Штатов".
Да, имея собственный пилотируемый корабль, КНР получает вполне ощутимый повод проситься в программу МКС, однако до сих пор китайцы совершенно не изъявляли рвения по этому поводу. Скорее всего приобщение к "космическому клубу" держав, запускающих собственных космонавтов, означает для КНР преимущественно получение некоего "знака качества". На фоне предпускового ажиотажа "Шэньчжоу" не получило большой огласки присоединение Китая к глобальному европейскому проекту "Галилео", предусматривающему создание системы спутниковой навигации, не зависящей ни от американской GPS, ни от российского ГЛОНАССа.
Между тем, как подчеркивает "Вашингтон пост" со ссылкой на сотрудников Пентагона и независимых американских экспертов, китайская космическая программа носит в первую очередь военный характер и, в частности, нацелена на улучшение использования в военных целях спутников, тем самым повышая точность китайских ракет. Кстати, в 1998 году США запретили Китаю запускать американские спутники именно из-за опасения, что Пекин будет с их помощью повышать точность своих ракет. По сравнению с США космический бюджет Китая невелик (2 млрд. долл., в то время как бюджет НАСА составляет 15 млрд. долл.). И тем не менее амбиции Пекина весьма обширны. Как пишет издание, Китай планирует начать исследование Луны, запустить в космос телескоп типа "Хаббл" и даже запустить свою собственную космическую станцию. n
Из досье "НГ"
Ян Ливэй родился в 1965 году в уезде Суйчжун северо-восточной провинции Ляонин (Маньчжурия) в семье учителей. С 18 лет он в рядах Народно-освободительной армии Китая, в 1987 году окончил 8-е авиационное училище НОАК и имеет степень бакалавра. Супруга космонавта Чжан Юймэй тоже офицер НОАК и проходит службу в одном из космических центров Китая. У Ян Ливэя есть 9-летний сын. Космонавт увлекается плаванием и конькобежным спортом. Китайские источники сообщают, что он не имел возможности видеть родных в течение 3 лет, во время прохождения тренировок к полету в космос.