Президент Ибрагим Ругова представляет на переговорах в Вене 'многоэтническое Косово'.
Фото Reuters
В Вене сегодня состоятся переговоры между делегациями Сербии и Черногории (бывшая СРЮ) и края Косово, добивающегося независимости. Это будет первый официальный контакт между Белградом и Приштиной после войны 1998-1999 годов. Последний раз стороны вели переговоры в начале 1999 года в Рамбуйе и Париже - на фоне боев в Косово. За безрезультатными дискуссиями последовали натовские бомбардировки всей территории СРЮ, по итогам которых Белград фактически утратил контроль над южной провинцией, населенной преимущественно албанцами.
Сегодняшние переговоры пройдут за круглым столом - под эгидой ООН и при посредничестве доброй половины цивилизованного мира. В Вену приглашены представители НАТО, Европейского союза, ОБСЕ, "Контактной группы" (Россия, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия). За стол сядут около трех десятков политиков и чиновников, так или иначе причастных к косовским делам. Вчера вечером у представителей делегаций была возможность обменяться мнениями о ситуации в мятежном крае в неформальной обстановке - "за чашечкой кофе по-венски".
Расходы на организацию встречи, которая имеет прежде всего символическое значение, взяло на себя австрийское правительство. Оно оплатило вчерашний прием, частично проживание гостей в отелях, а также предоставило собственное здание для дискуссий. Переговоры, которые предположительно продлятся около трех часов, откроет австрийский канцлер Вольфганг Шюссель. Как заявляет Миссия ООН в Косово, будут подняты вопросы обеспечения безопасности, свободы передвижения, возвращения перемещенных лиц, о судьбе пропавших без вести и похищенных людей, а также о здравоохранении, энергетических и транспортных проблемах. Если все пройдет хорошо, последуют другие встречи - на рабочем уровне.
"Венский интернационал" не считается началом переговоров об окончательном статусе Косово. Для них, по мнению большинства наблюдателей, еще не создана почва.
Сколь непростым остается отношение к послевоенному диалогу, можно судить хотя бы по тому факту, что венские переговоры почти до последнего момента были под угрозой срыва из-за острых политических баталий, прежде всего в Приштине. Косовскую делегацию возглавил президент Ибрагим Ругова. О своем согласии поехать в Австрию заявили также председатель парламента Неджад Даци и представители правительства Милорад Тодорович (серб) и Ресмия Мимджию (турок). Премьер-министр Байрам Реджепи оповестил в воскресенье вечером журналистов, что поехать не сможет: дескать, время для диалога с Белградом еще не наступило.
Решение Реджепи вполне объяснимо, поскольку в правительстве нет консенсуса по столь острому вопросу. На Реджепи оказали серьезный нажим лидеры экстремистских партий Хашим Тачи (Демократический союз Косово) и Рамуш Харадинай (Альянс за будущее Косово), требующие от Миссии ООН серьезного расширения властных полномочий албанцев, в том числе создания дополнительных министерств - юстиции и внутренних дел. Как сообщил "НГ" политический директор Миссии ООН Петр Иванцов, требования по поводу новых министерств невыполнимы. Этот же дипломат отмечает, что вопрос диалога с Белградом "воспринимается косовским обществом очень неоднозначно: албанцы по-прежнему испытывают страх". В то же время, по его оценке, Белград в гораздо большей степени готов к переговорам.
С профессиональной точки зрения, в Белграде, конечно же, более профессиональные политики и переговорщики, чем в Приштине. Между тем в Сербии, живущей в условиях перманентной предвыборной кампании, вновь разразился политический кризис. На сей раз - в связи с предстоящим голосованием по вопросу о доверии тамошнему правительству. Это также служит дурным фоном к началу венских дискуссий.
За круглым столом официальный Белград намерен прежде всего добиваться обеспечения безопасности для нацменьшинств Косово. Об этом накануне заявил премьер-министр Сербии Зоран Живкович. Именно с обеспечением безопасности связана проблема возвращения перемещенных лиц. По меньшей мере 200 тыс. сербов бежали из края после войны. На сегодняшний день в свои дома вернулись около одной тысячи человек, если опираться на данные Белграда, или свыше четырех тысяч человек, если верить цифрам Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Как бы там ни было, опросы показывают, что подавляющее большинство сербов из Боснии, Хорватии и Косово, находящихся в данный момент в Сербии, предпочитают оставаться на "новой" родине.