Игорь Иванов (второй слева) и коллеги по 'четверке' посредников не собираются хоронить 'Дорожную карту'.
Фото Reuters
- Александр Владимирович, что было главным на встрече "четверки" в Нью-Йорке?
- Обсуждение прежде всего касалось путей прекращения кровопролития на палестинских территориях и в Израиле, а также возобновления выполнения обеими сторонами положений "Дорожной карты". Обстановка в зоне конфликта, судя по всему, приближается к критической черте. К сожалению, продолжает раскручиваться конфронтационный сценарий, чреватый самыми пагубными последствиями для всего региона и для международной стабильности.
Поэтому необходимо как можно скорее добиться преодоления силового противостояния и возвратить процесс урегулирования на политические рельсы на основе "Дорожной карты". Именно с таких позиций Россия выступала на встрече в Нью-Йорке. Партнеры по "четверке" единодушно высказались в пользу наращивания коллективных усилий ради достижения этой цели.
- А как вообще в МИД России оценивают работу "четверки"? Нет ли впечатления, что она не справилась с работой?
- Прежде всего хотел бы напомнить, что подготовленный "четверкой" план урегулирования получил всеобщую поддержку международного сообщества. Карта была принята сторонами, хотя израильтяне и высказали некоторые оговорки. Поэтому работа "четверки", несомненно, была нужна, и ее необходимо продолжить.
Вместе с тем мы, конечно же, видим, что реализация "Дорожной карты" сталкивается с проблемами. В этой связи, видимо, следует подумать над тем, каким образом усилить полномочия "четверки" по практической реализации "Дорожной карты". Может быть, это следует сделать через соответствующую резолюцию Совета Безопасности ООН или с помощью каких-то других шагов. Об этом заявил Игорь Иванов по завершении встречи "четверки".
- Что "четверка" считает сейчас главным?
- Помимо реализации "Дорожной карты" важно завершение процесса формирования нового палестинского правительства, которое должно объединить под своей эгидой силовые структуры, призванные положить конец терроризму. Требования в сфере безопасности имеют, безусловно, приоритетное значение. Однако практический результат - и накопленный опыт свидетельствуют об этом - во многом зависит от того, насколько действия сторон взаимоувязаны и по возможности синхронизированы. Исходя из этого, рассчитываем, что израильская сторона пройдет свою часть пути и окажет необходимое содействие усилиям палестинских властей. Именно такая схема предусмотрена "Дорожной картой".
- Как Россия относится к идее создания международного мониторингового механизма?
- На наш взгляд, создание такого объективного механизма, который бы содействовал сторонам в реализации "Дорожной карты", было бы полезно. Более того, такой механизм уже предусмотрен "Дорожной картой", но его осуществляют сейчас одни США. Речь идет о подключении к этому представителей других участников "четверки".
В последнее время многие говорят о том, что в зону конфликта было бы полезно направить международные силы разъединения либо наблюдателей из различных стран. Но, как вы знаете, такого рода механизмы создаются с согласия обеих сторон. Поэтому мы будем продолжать активно работать и с палестинцами, и с Израилем, с тем чтобы попытаться получить согласие обеих сторон и более активно подключить международное сообщество к миротворческим усилиям.
- Как вы оцениваете ситуацию вокруг Ясира Арафата?
- Ситуация вокруг главы Палестинской национальной автономии нас по-прежнему беспокоит. Убеждены, что предпринимаемые в отношении него меры принудительного характера, в том числе через силовой нажим, могут вызвать лишь дальнейшую деградацию ситуации.