Кондолиза Райс выгораживает Белый дом.
Фото Reuters
В минувший уикенд директор ЦРУ Джордж Тенет направил запрос в Минюст США с просьбой провести расследование обстоятельств огласки имени своего агента Валери Плейм. Если принять во внимание наиболее вероятную на сегодня версию о том, что к утечке были причастны сотрудники Белого дома, то можно с твердой уверенностью утверждать: в США разворачивается политический скандал, который может достигнуть того же масштаба, что и история с "делом Келли" в Великобритании.
Если в Лондоне по эксперту, не согласному с правительственной трактовкой угроз со стороны Саддама, нанесли удар "в официальном порядке", с санкции правительства, то в США то же самое сделали как бы исподтишка, излюбленным методом утечек. Объектом атаки в июле с.г. стал один из наиболее ярых критиков подхода американских властей в иракском вопросе - экс-посол США в Гане Джозеф Уилсон.
В начале февраля с.г. он заявил, что утверждения Буша из январского обращения к нации о попытках Ирака приобрести уран в Африке (а конкретно в Нигере) для производства бомбы не подкреплены фактами. Кстати, сам Уилсон был в курсе вопроса: в феврале 2002 года он по поручению правительства США занимался изучением данной ситуации и даже ездил в Нигер. Итог его изысканий: никаких фактов и доказательств. После того как Уилсон дезавуировал соответствующий пассаж из обращения Буша, представитель Белого дома был вынужден признать, что эти слова в текст "были включены по ошибке".
Судя по всему, кто-то из числа весьма влиятельных людей в администрации Буша затаил крупную обиду на экс-посла. В итоге близкий к консервативным кругам обозреватель Роберт Новак написал - со ссылкой на "источник" в Белом доме - в номере "Вашингтон пост" от 14 июля, что жена Уилсона Валери Плейм является штатным сотрудником ЦРУ.
Плейм - девичья фамилия жены Уилсона, которой она пользовалась во время работы за границей, и теперь, как считают специалисты, зарубежные разведки могут отследить ее контакты и выйти на других агентов.
В общем, дело приняло крутой оборот. Ведь раскрытие такой конфиденциальной информации может рассматриваться как нарушение федерального закона США и грозит виновникам утечки сроком до 10 лет тюрьмы. Как отмечает "Нью-Йорк таймс", сам факт обращения шефа ЦРУ в Минюст - политический конфуз для Белого дома.
Впрочем, советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс поставила под сомнение вероятность того, что администрация вообще причастна к этому делу. "Мне неизвестно о попытках Белого дома раскрывать что-либо подобное, определенно президент ожидает от своего Белого дома иных методов работы", - заявила она телекомпании Фокс-ньюс. Впрочем, Райс заверила, что расследованию будет оказано необходимое содействие со стороны администрации Белого дома.
Однако сам Уилсон с ней явно не согласен. Он заявил в телефонном интервью журналистам: "Предельно ясно: осознавая, что мне не могут заткнуть рот - ведь я уже рассказал свою историю, - попытались запугать остальных..."
Тем временем Белый дом оказался в центре еще одного скандала. В минувший уикенд в американские СМИ попало письмо председателя комитета по разведке палаты представителей конгресса Портера Госса, адресованное директору ЦРУ Джорджу Тенету. В нем конгрессмены критикуют характер представленной в начале с.г. развединформации о предполагаемом ОМУ Саддама Хусейна и связях павшего иракского режима с "Аль-Каидой". После четырехмесячного изучения данных разведслужб, которые были использованы для оправдания в глазах общественности похода на Багдад, авторы письма приходят к выводу, что сведения о наличии запрещенного оружия и контактах режима с международным терроризмом были "неконкретными, фрагментарными и устаревшими". В частности, указывается, что отсутствие данных об уничтожении химического и биологического оружия Ираком подавалось как подтверждение того, что программа его разработки продолжается.
ЦРУ уже заявило о том, что конгрессмены недостаточно тщательно проработали материалы о разведданных. На защиту разведслужб встали также госсекретарь США Колин Пауэлл и та же Кондолиза Райс. Пауэлл отметил, что не жалеет о том, что было принято решение о военной операции и что он по-прежнему верит в то, что ОМУ в Ираке было.
В ответ на просьбу "НГ" прокомментировать эпизод с раскрытием имени Валери Плейм руководитель Бюро по связям с общественностью и СМИ Службы внешней разведки (СВР) Борис Лабусов указал, что аналогичное деяние в России также относится к разряду уголовно наказуемых. По поводу того, "сколько", "за что" и "кому", представитель СВР рекомендовал справляться в текстах УК РФ и закона РФ о государственной тайне (имярек может получить до 20 лет тюрьмы. - "НГ"). Впрочем, на памяти Лабусова не было подобных случаев, когда утечки исходили от сотрудников госорганов. Как он считает, "не было" благодаря высокой степени подчиненности и дисциплины, которая существует в российской разведке. "Это последнее дело, когда прибегают к подобным вещам", - сказал он.
Как известно, в России за разглашение гостайны, согласно статье 283 Уголовного кодекса (УК) РФ, к ответственности может быть привлечено любое лицо, обнародовавшее "закрытые" сведения. Субъектом же преступления, согласно этой статье, является любой гражданин, которому гостайна "была доверена или стала известна по службе или работе".