Самым рьяным поборникам силовой дипломатии лето принесло одни неприятности.
Во-первых, вопреки прогнозам оптимистов и в отличие от ситуации в Афганистане оккупированный Ирак стал ареной систематической и, похоже, все расширяющейся террористической борьбы с пришельцами - не только военными, но и гражданскими.
Во-вторых, несмотря на все усилия британского правительства, своим ходом разворачивается скандал вокруг причастности высоких должностных лиц в Лондоне к обману парламента по вопросу об обосновании вступления страны в иракскую войну. Блэр уже жертвует первыми фигурами, хотя пока не крупными...
В-третьих, внутри американской администрации стали заметней элементы напряженности между ведущими политиками.
Выброс слухов о несогласии государственного секретаря Колина Пауэлла с его "официальными оппонентами" министром обороны Дональдом Рамсфелдом и советником президента по национальной безопасности Кондолизой Райс, может быть, и не имели практического значения для американской политики. Но зато имели для нее немалое символическое значение. Пауэлл - один из самых перспективных республиканцев - деликатно, но твердо сигнализирует: в США наступает пора выборов в конгресс, а затем и президентских, а значит, пора менять политику с учетом маневров соперников и переменчивых настроений избирателей.
Хитрец президент Линдон Джонсон летом-осенью 1964 года, в канун вьетнамской войны, гениально обманул американцев. Он твердо знал, что будет воевать во Вьетнаме, но ему предстояли президентские выборы, и президент боялся напугать американцев войной. Поэтому был разыгран спектакль в трех актах. В первом - за четыре месяца до выборов - он добился от конгресса полномочий на применение силы во Вьетнаме по своему усмотрению (печально знаменитая "Тонкинская резолюция"). Во втором - громогласно заявил Америке о своем миролюбии и нежелании воспользоваться полученным разрешением (естественно, "ради сохранения жизней американских парней"). Ну а в третьем - уже после победы на выборах и инаугурации - смело отдал приказ начинать боевые действия, не опасаясь реакции ни общества, ни законодателей.
Конечно, хитрость Джонсона известна (точнее, должна быть известна) и Бушу, и Пауэллу. И оба, надо полагать, понимают необходимость похожего или аналогичного маневра сегодня. Пикантность в том, что мудрым поборником назревшего предвыборного маневра выглядит не президент, а его министр. Или Пауэлл не боится показать, что он дальновидней президента, или Буш, несмотря ни на что, намерен самовластно добиваться электоральных побед под воинственными лозунгами, или между обоими существует негласный уговор и они строят общую игру по принципу "контраста", играя в "плохого и хорошего шерифов".
В целом же все выглядит как подготовка к некоторой смене тактики. И похоже, американский силовой натиск на международные отношения в ближайшие месяцы скорее временно ослабнет, чем возрастет.
Вот только в очередной раз картину портит новый всемирный "плохиш" Пхеньян. Китайским и русским дипломатам стоило немыслимых усилий уговорить КНДР пойти на проведение многосторонних переговоров о разрешении "квазиядерного" кризиса вокруг северокорейской атомной программы. Японское и южнокорейское правительства тоже не жалели энергии, чтобы убедить Вашингтон проявить гибкость и, несмотря на постоянные вызывающие жесты Пхеньяна, вступить с ним в диалог в очередной раз. И снова осечка. Причем опять неясно, вызвана ли она принципиальным нежеланием КНДР договариваться с США или северокорейских дипломатов соблазнила логика рассуждений, которой посвящены предшествующие абзацы.
Ведь Ким Чен Ир тоже мог решить, что накануне выборов - то есть где-то в будущем году - команда Буша станет сговорчивей, а посему идти навстречу американским требованиям пока не стоит. Вот Пхеньян и решил снова проявить непреклонность и продолжил игру на обострение. Даже в Пекине упрямство Ким Чен Ира вызывает растущее раздражение. Неуспех пекинских переговоров тем менее приятен для КНР, что их проведение было одной из инициатив нового китайского руководителя...
В целом же в мире всем известная "дуга нестабильности" материализовалась во вполне конкретный конфликтный периметр. От Палестины через Ирак и Афганистан до Северной Кореи. Все четыре конфликта во многом связаны с фактами многолетнего правления в соответствующих странах лидеров самого авторитарного толка. Но только в одном из четырех (палестинском) американская политика играет скорее умиротворяющую, чем провоцирующую роль. В трех других обострение ситуации так или иначе связано с "наступательной" политикой Вашингтона. Ни в одном случае американское наступление не было вызвано непосредственной военной необходимостью. И только в одном из трех (иракском) США могут извлечь экономические выигрыши.
С началом осени подкопившие силы демократы пошли в атаку на республиканцев. Насмешки над внешней политикой Буша, обвинения в ее некомпетентности и запрограммированности на неудачу, отсутствии ясных и реалистичных целей - общее место волны критики, которая поднялась в США в связи, проведением в Нью-Мексико первого отборочного тура претендентов на выдвижение в кандидаты в президенты США от демократической партии на предстоящих в следующем году выборах.
Буш, кажется, впервые с момента прихода к власти занервничал. В Багдад срочно отправили "ориентироваться на месте" министра обороны Рамсфелда. Начались перестановки в руководящих структурах служб безопасности. Самый интригующий вопрос уже начавшегося нового политического сезона: произойдет или нет в международной политике США дипломатическая "смена вех"?