Анализируя уход Махмуда Аббаса (Абу Мазена), следует выделить по крайней мере четыре главных аспекта. Во-первых, это присутствие у палестинцев на Западном берегу и в Газе чувства глубокого разочарования. Палестинцы чувствуют, что три года новой интифады не привели к какому-либо результату. Мир был абсолютно слеп - из-за соучастия в израильской политике США. "Дорожная карта" для палестинцев - возвращение к той же самой мучительной ситуации, в которой они оказались в соответствии с соглашениями в Осло. Абу Мазен по крайней мере должен был добиться освобождения политических заключенных. Но он этого не сделал. Таким образом, у палестинцев нет выбора, кроме как выступать за непреклонного Арафата.
Во-вторых, двоевластие (при том, что реальная поддержка премьера проистекает от отказа США взаимодействовать с Арафатом) просто не работает в условиях палестинского национального движения. Арафат видит себя единственным лидером. Абу Мазен все это прекрасно понимал и стремился лишить Арафата контроля над безопасностью (после лишения его контроля над финансовыми ресурсами). Это могло вытолкнуть Арафата из власти вообще и сделать его несущественным для палестинской политики.
В-третьих, это личный и национальный рок. Лишение Арафата всех его властных полномочий не только лишит его политической значимости, но и жизни. Ведь Шарон и его окружение всегда хотели уничтожить Арафата и политически, и физически. Лишение власти сделало бы его легкой мишенью для физического устранения или депортации. Арафат на самом деле защищает свою жизнь.
В-четвертых, это увядание "Дорожной карты". Израиль и США на словах поддерживали Абу Мазена, но помогали ему крайне мало, тем самым выставляя его скорее дешевым сообщником.
Между тем Израиль продолжает политику унижения палестинцев, разрушая их дома, проводя избирательное устранение людей, разрушая собственность, блокируя дороги, проводя масштабные аресты... Если бы Израиль захотел, то вполне могла проводиться иная стратегия, способная привести к реальному миру - это широкомасштабный и полный вывод войск, освобождение заключенных, начало реальных переговоров на различных уровнях, возвращение принадлежащих автономии денежных средств.
Я убежден, что Израиль с одобрения Вашингтона уничтожит Арафата, либо устранив его физически, либо путем депортации. Если Арафата устранят, то палестинская политика на некоторое время погрузится в хаос.
Каир