Коллективным рукопожатием главы делегаций дали понять, что настроены на неконфронтационный поиск решения проблемы КНДР.
Первый день шестисторонних переговоров по ядерной программе КНДР, начавшихся вчера в Пекине, не принес каких-то неожиданностей. Главы делегаций - заместители министров иностранных дел Северной и Южной Кореи, а также России, Китая, США и Японии - выступили с подробным изложением позиций своих стран. На что у каждого ушло в среднем по часу.
Несмотря на формально невысокий уровень переговоров, китайская сторона выделила под них самое изысканное и престижное место в Пекине - правительственную резиденцию "Дяоюй тай", где обычно останавливаются главы государств. Вокруг и внутри резиденции, по сообщением СМИ, выставлены дополнительные кордоны полицейских и сотрудников спецслужб. Переговоры носят строго конфиденциальный характер, так что журналистам приходится в основном довольствоваться "утечками" из дипломатических кругов.
По отзыву представителя южнокорейской делегации, первый день переговоров прошел "гладко, в спокойной атмосфере". Все обратили внимание на то, что главы делегаций шести стран продемонстрировали телевизионщикам коллективное рукопожатие, дав тем самым понять, что настроены на неконфронтационный поиск решения проблемы. После чего дипломаты заняли свои места за массивным шестиугольным столом (так удачно используемым теперь не только для заседаний "шанхайской шестерки"). При этом китайские организаторы посадили американца и северного корейца вдоль соседних сторон стола - чтобы дать им возможность "установить двусторонний контакт".
По словам того же южнокорейского представителя, процитированного агентством Рейтер, из всех делегатов наименее четко сформулировал позицию своей страны заместитель министра иностранных дел КНР Ван И. Судя по всему, Пекин хотел бы - в духе традиционной китайской дипломатии - до поры до времени "сидеть на горе и наблюдать за схваткой тигров в долине".
Наблюдатели считают, что в ходе нынешнего раунда вряд ли удастся принять некое подобие "Дорожной карты", которой бы намечались конкретные последовательные шаги в разрешении кризиса вокруг ядерной программы КНДР. Трудно предположить, что глава делегации КНДР Ким Ен Ир может инициативно реагировать на предложения, звучащие из уст его коллег, продвигая дело к столь желанному компромиссу. Не свободен и замгоссекретаря США Джеймс Келли. По сведениям Рейтер, он лишь вправе озвучивать позицию Белого дома, но не наделен полномочиями отвечать на конкретные предложения других переговорщиков.
В ситуации, когда и делегаты США и КНДР будут лишь слушать друг друга, а также коллег из других стран, не имея запасных позиций, которые бы могли промостить дорожку к компромиссу, важнейшее значение приобретают двусторонние, "с глазу на глаз", встречи, которые начались в Пекине еще в понедельник.
Все участники переговоров едины в том, что проблема в целом не может быть решена в ходе одного-двух раундов. Об этом накануне заявили и замглавы российского МИДа Александр Лосюков, и его китайский коллега Ван И. Источник в американском госдепартаменте вообще высказался в том духе, что было бы большим успехом, если в результате встречи в Пекине вообще удастся договориться о следующем раунде.
Тем не менее, как сообщил Лосюков российским журналистам, разговор, состоявшийся у него во вторник с американской делегацией, "оставил неплохое впечатление", американцы, похоже, приехали в китайскую столицу "настроенные на спокойный и по возможности конструктивный разговор".
Ряд признаков говорит о том, что Вашингтон в последнее время проявляет большую готовность к совместному поиску консенсуса. С американской стороны появились утечки о том, что в Белом доме рассматривались варианты предоставления гарантий безопасности Северной Корее. Правда, при этом подчеркивается, что администрация Буша не склонна сразу же "вознаграждать" Пхеньян пакетом экономической помощи по двусторонней линии в случае согласия последнего на демонтаж своей ядерной программы.
Тем не менее, по словам китайского делегата Ван И, американская сторона, как, впрочем, и другие делегаты, "внесла ряд важных предложений к переговорам".
Как отмечает "Нью-Йорк таймс" со ссылкой на азиатских дипломатов, контуры потенциальной сделки по ядерной проблеме уже очевидны. Пхеньян должен отказаться от своей ядерной программы и согласиться на широкие международные инспекции. США же, со своей стороны, должны предоставить Северной Корее четкие гарантии безопасности и совместно со своими союзниками предложить режиму Ким Чен Ира экономическую помощь и инвестиции.
Вопрос, видимо, будет упираться в то, в какой увязке будет осуществляться продвижение на пути к этому пакетному соглашению. Ведь, как констатировал Александр Лосюков, между США и КНДР сохраняется большое недоверие, и задача всех участников переговоров состоит в том, чтобы "хотя бы немного" его снять.