Джефф Хун не хочет быть козлом отпущения.
Перед комиссией лорда Хаттона, которая расследует обстоятельства смерти эксперта Минобороны Великобритании Дэвида Келли, вчера предстал сам глава оборонного ведомства Джефф Хун. Он стал самым высокопоставленным представителем, давшим показания по скандальному "оружейному досье" Ирака. Теперь - очередь премьер-министра Тони Блэра. Он будет допрошен сегодня. А все выходные, как передает Би-би-си, с премьером работали юристы, готовя его показания.
Наблюдатели разделились в вопросе о том, потеряет ли Блэр работу из-за "подтасовки" иракского досье, послужившего основанием для начала войны против Саддама Хусейна. Впрочем, рейтинг Блэра, которого упрекают в том, что он поставил разведсообщество на службу собственной политики, уже упал до рекордно низкой отметки. Что же касается Хуна, то многие эксперты и парламентарии убеждены, что он потеряет работу в самое ближайшее время. Министра, прибывшего для дачи показаний, встретили демонстранты, требовавшие, чтобы он ушел в отставку.
Хуну пришлось принять на себя основной огонь критики по поводу дела доктора Келли, покончившего с собой. Эксперт Минобороны свел счеты с жизнью после того, как его имя было предано гласности как источника информации для репортажа Би-би-си о том, что помощники Блэра "подтасовали" иракское досье британской разведки.
Хун заявил вчера, что он лично выступал против обнародования имени Келли, поскольку не был уверен, что репортаж Би-би-си был основан исключительно на его словах. Министр заявил, что не участвовал в составлении информационного сообщения Министерства обороны, с появлением которого имя Келли стало известно широкой публике.
Во вторник показания давал председатель Объединенного комитета разведслужб Джон Скарлетт. Он возглавлял в свое время группу, которая работала над иракским досье. В прошлом он возглавлял МИ-6, а еще раньше работал в Москве, откуда был выслан в 1994 году.
Скарлетт вновь подтвердил перед комиссией Хаттона содержавшуюся в досье информацию о "45-минутной готовности" иракского ОМУ. Скарлетт заявил, что эта информация поступила из одного источника, который сам получил эти сведения от высокопоставленного иракского представителя. Вместе с тем Скарлетт сказал, что утверждение о "45-минутной готовности" не было включено в черновой вариант досье, когда оно обсуждалось пятого сентября с пресс-секретарем премьер-министра Алистером Кэмпбеллом. Кстати, Скарлетт, как передает Рейтер, признал, что Кэмпбелл неоднократно просил его ужесточить некоторые формулировки.
Комиссии Хаттона был предъявлен целый ряд предложений, выдвинутых представителями аппарата премьер-министра в последние недели подготовки досье. В одном из электронных сообщений говорилось, что Даунинг-стрит "хотелось бы иметь документ как можно более внушительным в пределах имеющейся развединформации". Однако согласно Скарлетту, разведслужбы не выражали никаких мнений по поводу попыток аппарата премьер-министра "подперчить" иракское досье.
Другие документы, обнародованные следственной комиссией, свидетельствуют, что во время частной встречи на Даунинг-стрит Скарлетт предупредил премьер-министра, что правительство может стать объектом критики за давление на доктора Келли, если выяснится, что он был источником репортажа, переданного в программе Би-би-си.